9.1. «Повествование от первого лица обеспечивает читателю близость с главным героем, оно сосредоточено на описании внутренней жизни персонажа» - C.С. Лихачев


С высказыванием С.С. Лихачева о том, что повествование от 1-го лица способствует близости читателя и героя, так как с помощью такой формы повествования читатель узнает о внутреннем мире персонажа, нельзя не согласиться.

Повествование от 1-го лица намного ярче других форм повествования, поскольку человек, который является действующим лицом, самостоятельно описывает все свои наблюдения, чувства, эмоции и переживания. Такая форма повествования помогает читателю увидеть все размышления персонажа, все его думы и переживания, которые внешнему наблюдателю никогда не станут доступными полностью. Когда в произведении используется форма повествования от 3-го лица, повествователь не имеет возможности описать все то, что чувствует герой в тот или иной момент. Форма повествования от 1-го лица позволяет сделать это: рассказчик признается в том, что он чувствует и испытывает, самостоятельно, и читатель не может не верить ему. Рассказчик повествует о тех переживаниях, которые скрывал от окружающих людей, и это помогает сделать описание более реалистичным.

Для доказательства высказанной точки зрения можно обратиться к тексту М.М. Зощенко.


Предложение 16 звучит следующим образом: «Я сначала испугался, а потом обрадовался, что теперь нет со мной дневника с этой ужасной единицей». Никто не смог бы передать чувства мальчика, как это сделал он сам. Здесь показан весь диапазон чувств главного героя, смена одной эмоции на другую. Сначала рассказчик ощутил испуг, этот испуг связан с тем, что он понял, что потерял свой школьный дневник. Затем, когда рассказчик вспомнил, что в том дневнике есть плохая отметка, он обрадовался потере. Главный герой, от лица которого ведется повествование, не скрывает своих эмоций в тот момент, а открыто делится с ними. Кроме того, в словосочетании «ужасной единицей» выражается оценка рассказчика: он считал единицу ужасной, потому что она мешала ему получить фотоаппарат, который он хотел.

В предложении 33 вновь выражаются все чувства, которые испытывал мальчик в тот момент, когда его отец говорил ему о том, что любой обман становится явным. Герой признается в том, что ему было совестно и стыдно настолько сильно, что он весь покраснел. Использование многоточия также говорит о сожалении героя. Рассказчик признается также в том, что ему стало совестно, потому что отец не кричал на него, а произнес «тихие слова». Главный герой, самостоятельно описывая свое состояние, наиболее ярко и точно передает все свои чувства и переживания на тот момент, что не позволила бы передать другая форма повествования, потому что внешне мальчик только стоял; то, что было у него внутри, наблюдателям увидеть было невозможно.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: с помощью повествования от 1-го лица выражаются те внутренние ощущения и эмоции, которые испытывает действующее лицо. Такая форма повествования помогает сделать повествование более реальным, приближенным к читателю.

С полным текстом М.М. Зощенко можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 20 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «И дал себе слово говорить только правду. И я действительно так всегда и делаю, хотя это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце весело и спокойно» (по тексту М.М. Зощенко)
  • 9.3. Почему всегда нужно говорить правду? (по тексту М.М. Зощенко)