«Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей» (по тексту Солоухина)


Какого человека можно назвать могущественным? Зависит ли могущество отдельного человека от возможности пользоваться техническими достижениями? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте русский советский писатель В.А. Солоухин.

Проблема определения человеческого могущества раскрывается через размышления автора.

В тексте выражена мысль о том, что все достижения технического прогресса создавались для того, чтобы «экономить человеку его драгоценное время», которое можно потратить на пользу собственному развитию. Однако, как заставляет задуматься автор, получить пользу от свободного времени человеку так и не удалось. Хоть техника и сделала могущественным все человечество, каждому отдельному человеку она могущество не дала. Бесполезно тратя освободившееся время, многие современные люди не могут считаться «могущественнее всех своих предшественников по планете Земля».

В тексте обращается внимание на то, что у людей прошлого «времени было во много раз больше», чем у нас, поскольку они тратили его с умом и пользой. Автор заставляет прийти к выводу о том, что и без использования достижений техники могуществом обладали «библейский Моисей, выведший свой народ из чужой земли», «Жанна д’Арк из города Орлеана», «Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петефи, Лермонтов и Толстой».


Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: могущество человека определяется не возможностью пользоваться техническими достижениями, которые упрощают жизнь людей, а силой мысли и духа, тем, что человек создает, оставляя после себя.

С автором текста нельзя не согласиться. Достижения научно-технического прогресса сделали жизнь людей проще и удобнее, однако нельзя сказать о том, что каждый современный человек обладает могуществом, поскольку многие проживают свою жизнь впустую. Многие наши предки, хоть и не пользовались достижениями техники, были могущественными, поскольку они приносили пользу обществу, создавая и творя. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям.

В рассказе Р. Брэдбери «Вельд» показано, что «умный дом» позволял семейству Хедли «ничего не делать самим». Можно ли назвать могущественными людей, которые не могли самостоятельно одеться, прокормиться, помыться, почистить зубы, причесаться, убраться? Казалось бы, сэкономленное время герои могли использовать для саморазвития, но они проводят свою жизнь впустую. В их доме нет места даже творчеству, поскольку у них был «автоматический художник», который рисовал все, что ему приказывали хозяева. Рассказ заставляет задуматься над тем, что люди, которые только пользуются достижениями науки и техники, но не приносят никакой пользы обществу, не могут называться могущественными.

К другим выводам приводит рассказ М.А. Булгакова «Звездная сыпь». У врачей начала XX века технических возможностей было намного меньше, чем у современных людей, однако им удалось выявить, как бороться с такой «нехорошей болезнью», которая «захватывает весь организм», как сифилис. Видно, что могущество людей, развивающих медицину, возможно и без широкого использования достижений техники.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что могущество отдельного человека определяется не техническими достижениями, а его силой мысли и духа.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Елка Митрича. Был канун Рождества. Сторож переселенческого барака, отставной солдат, с серою, как мышиная шерсть, бородою, по имени Семен Дмитриевич, или попросту Митрич, подошел к жене, хлопотавшей по хозяйству, и весело проговорил: «Ну, баба, какую я штуку надумал!...» (по тексту Телешова)
  • «Лес, мир леса начинается сразу за стенами моего дома. Этот мир пока чужой для меня» (по тексту Онегова)
  • «Антонио Страдивари вздрогнул и поднял голову – в дверях стоял мастер Никколо Амати. – Объясни мне, мой мальчик, что делаешь ты ночью в мастерской?» (по тексту А.А. и Г.А. Вайнеров)
  • «Свет ночной. Дедушку боялись абсолютно все. Он был директор завода и партийный чиновник» (по тексту Алавидзе)