Проблема безграмотного воспитания, обучения (По А.П. Чехову)


В центре внимания А.П. Чехова находится проблема безграмотного воспитания, обучения.

Рассказчик повествует об одном случае из жизни его дяди. Петр Демьяныч, заметивший, что в доме появились мыши, попросил кухарку Прасковью завести кошку, которая бы ловила мышей. Как оказалось, кошка уже была, но она была совсем маленькая и неопытная. Тогда Петр Демьяныч решил «приучать» и «воспитывать» кошку. Купив мышеловку, он начал воспитание. Котенок, не понимая, что от него хотят, пугался и постоянно убегал. Петр Демьяныч сделал четыре попытки приучить котенка ловить мышей, но эти попытки отличались некой жестокостью к животному. Котенок так и не научился ловить мышей и даже тогда, когда он повзрослел, по инерции пускался в бега, когда видел мышь.

Рассказчик неслучайно упоминает данную историю. Он часто сравнивает себя с этим котенком. «Подобно котенку», рассказчик тоже «имел честь учиться» у Петра Демьяныча – только латинскому языку. И воспоминания об этих уроках вызывают у рассказчика следующие эмоции: когда он видит произведение на латинском языке, то «начинает вспоминать желто-серое лицо дядюшки, его крики». В эти моменты он, «подобно коту, ударяется в постыдное бегство».

Несмотря на то что авторская позиция не выражена явно, логика текста убеждает читателей в том, что безграмотное воспитание и образование приводит обучаемого к отторжению к преподаваемым урокам.


С данной точкой зрения можно согласиться. Действительно, когда выбираются неправильные формы и методы воспитания и обучения, человек только отторгается от всего, чему его хотят научить.

Поднятая в тексте проблема затрагивается в художественных текстах отечественной литературы.

В повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции» показаны образы учителей. Завуч Елизавета Петровна и классная руководительница 7 «Е» Клавдия Николаевна – олицетворение всего учительского состава. Они выбирают настолько несправедливые методы обучения, что ученики 7 «Е» класса негативно относятся к изучаемым предметам и ко всей школе в целом. Многие учащиеся посещают занятия редко либо не посещают вовсе. Только новый учитель географии Сергей Анатольевич смог заинтересовать детей к преподаваемому им предмету. Е.В. Мурашова показывает, что грамотное воспитание и образование дает плоды, а безграмотное – только отторжение.

Д. Гранин в своем произведении «Место явки – стальная комната» продемонстрировал отношение школьников к литературе. Новый учитель литературы Александр Александрович Титов смог заинтересовать учеников творчеством Л.Н. Толстого. Сан Санычу удалось сделать это благодаря тому, что он выбрал грамотный способ обучения. Он дал ученикам право выбора: слушать его или заниматься собственными делами. И это только привлекало детей к изучаемому материалу. Рассказчик сравнивает метод нового учителя с тем, как уроки проходили раньше, доказывая, что когда учитель просит конспектировать и запоминать весь материал, он становится неинтересным и отторгающим.

Таким образом, безграмотное воспитание и образование способствуют тому, что человек получает отторжение к тому, чему его хотят научить.

С полным текстом А.П. Чехова можно ознакомиться по ссылке.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблема неприятия человека обществом (По Н.С. Лескову)
  • Проблема влияния деревенского уклада на душу и судьбу человека (По В.Г. Распутину)
  • Проблема излишеств и рационального аскетизма в быту (По Б.Л. Васильеву)
  • Проблема взаимосвязи между художником и зрителем (По Л.Н. Волынскому)