Проблема человеческой силы и слабости (По Б. Бим-Баду)


В центре внимания Бориса Михайловича Бим-Бада находится следующая проблема: человеческая сила и слабость.

В тексте приводится следующий пример: это «сверхсилач, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла». Данный пример помогает убедиться в том, что человеческая сила заключается далеко не в его физических способностях. Автор демонстрирует: сила заключается прежде всего в душевной силе, благородстве и лучших нравственных качествах. А слабость, по мнению автора, заключена в постоянном желании «плести интриги, строить козни, исподтишка наносить удары». Автор утверждает, что в то время как люди слабые, так как нуждаются в «компенсации своей недостаточности», ведут себя высокомерно, завистливо, двулично, лицемерно, подло и коварно, по-настоящему сильные люди «способны защитить слабого, попавшего в беду».

Автор стремится донести до читателей мысль о том, что сила и слабость людей не связана с их физическими способностями, так как эти понятия взаимосвязаны с внутренним миром человека и его нравственными качествами.

Не согласиться с данной позицией невозможно. Действительно, сильный в физическом плане человек является слабым, если он постоянно пытается навредить другим людям, чтобы показать собственное превосходство. А люди, которые не отличаются большой физической силой, но ведут себя по отношению к другим людям благородно, являются сильными.


Поднятая в тексте проблема находит отражение во многих художественных произведениях русских и зарубежных писателей, драматургов и поэтов.

В «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова одним из центральных персонажей является опричник царя Ивана Грозного Кирибеевич. Как известно, опричники владели большой физической силой и почти вседозволенностью. В повествовании действительно подчеркивается, что Кирибеевич имел «руки сильные». Однако читатели не могут назвать Кирибеевича действительно сильным человеком, потому что герой слаб своей душой. Герой пошел на безнравственный поступок, когда решил просить любви у замужней Алены Дмитриевны. И если Кирибеевича нельзя назвать сильным человеком, то так назвать можно купца Калашникова, который не побоялся пойти против царского опричника, чтобы защитить честь жены и всей семьи.

Кирила Петрович Троекуров, герой романа А.С. Пушкина «Дубровский», считается сильным и влиятельным человеком. Однако сильным его назвать трудно, так как Троекуров слаб душой. Он идет на несправедливый поступок, желая показать окружающим собственное превосходство. Имея связи в судебной системе, Троекуров добивается того, что у его бывшего друга Андрея Гавриловича Дубровского, с которым он поссорился, отбирают имение. Такой поступок только подчеркивает внутреннюю слабость Троекурова, который может решать проблемы только безнравственным способом.

Подводя итоги, следует сказать о том, что сила и слабость заключены в нравственных качествах людей, а не в их физических способностях.

С полным текстом Б. Бим-Бада можно ознакомиться по ссылке.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблема преодоления трудностей (По Л. Кассилю)
  • Проблема определения понятия мудрость (По Б. Бим-Баду)
  • Нужны ли поэту слушатели? (По Д. Быкову)
  • Проблема самоотверженной преданности своему делу (По С. Сивоконю)