Проблема жизни без цели (По В.Ф. Одоевскому)


В.Ф. Одоевский поднимает проблему жизни без цели.

В.Ф. Одоевский утверждает, что вопрос «почему?», связанный с жизненными целями, является главным отличием человека от животных. Из этого следует, что человек, у которого нет никаких целей, по природе своей схож с животным. В.Ф. Одоевский удивляется: «Жизнь для них без цели – тогда зачем она?». Он подчеркивает, что «не постигает», как существуют те, кто не признает вопроса «почему?» и даже не имеет надежды разрешить данный вопрос. По мнению автора, человеческая жизнь тесно связана с надеждой ответить на вопрос «почему?» и найти «причины причин». В.Ф. Одоевский утверждает, что те, кто «смеются над усилиями искателей причины причин», равняют человека с животным, отрекаясь от человеческого достоинства. Автор текста выражает свое мнение: если бы он жил без цели, то «застрелился в ту же минуту».

Авторская позиция заключается в том, что жизненная цель, связанная с желанием ответить на вопрос «почему?», дает человеку смысл жизни; если же этой цели нет, то человек лишается человеческого достоинства и становится схожим с животным.

С данной точкой зрения невозможно не согласиться. Те люди, которые никогда не задумывались над основами мироздания, не живут, а только существуют, обретая животные качества.


Поднятая в тексте проблема находит отражение во многих произведениях отечественных и зарубежных писателей, поэтов и драматургов.

В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» раскрывается образ князя Урус-Кучум-Кильдибаева. Он думал лишь о себе и собственных желаниях, никогда не задававшись вопросом «почему?». Эгоизм героя приводит к тому, что он начинает просить избавить его от крепостных мужиков. Автор показывает, как человек постепенно превращается в животное. В повествовании подчеркивается, что главный герой стал походить на медведя. Если и раньше он не задумывался ни над какими проблемами, то теперь он и вовсе перестал размышлять и думать, животные инстинкты взяли вверх. И даже больше: «человеко-медведь» подружился с настоящим медведем, который сказал ему то, что тот очень глуп. Данная деталь показывает, что живущий без цели человек оказывается даже хуже, чем животное. Жизнь Урус-Кучум-Кильдибаева нельзя назвать настоящей жизнью, так как в ней отсутствуют какие-либо цели.

В центре рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» находится судьба одного богатого человека. Всю свою жизнь он стремился к обретению материальных и денежных благ. В повествовании подчеркивается, что он, прожив до 58 лет, все это время не жил, а лишь существовал. За полвека жизни господин никогда не задумывался над вопросом «почему?», у него не было никакой важной цели. Именно поэтому в самом начале произведения подчеркивается тот факт, что господин не жил, а существовал. Несмотря на богатства и высокое положение в обществе, господин лишен человеческого достоинства. Неслучайно автор помещает своего героя, когда тот умирает, в ящик из-под содовой воды.

Таким образом, человек, который не стремится найти «причины причин», не имеет жизненной цели, а следовательно, не живет, а существует, подаваясь животным инстинктам.

С полным текстом В.Ф. Одоевского можно ознакомиться по ссылке.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблема воспитания привязанности к своей семье и к родине (По Д.С. Лихачеву)
  • Проблема определения «хорошего поведения» (По Д.С. Лихачеву)
  • Проблема отношения иностранца к России и русским людям (По Дж. Джерому)
  • Проблема появления у человека таланта (По В.А. Солоухину)