Проблема определения «хорошего поведения» (По Д.С. Лихачеву)


Д.С. Лихачев затрагивает проблему определения «хорошего поведения».

В своих рассуждениях автор «Писем о добром и прекрасном» говорит о том, что «хорошим поведением» является такое поведение, которое определяется «душевной необходимость». Причем эта необходимость должна быть безотчетной. Только в этом случае человек обладает «самым ценным». Так как с безотчетной душевной потребностью не сравнятся никакие «внешние рекомендации». Под безотчетной душевной потребностью Д.С. Лихачев понимает умение человека поступать правильно не думая. Душевная необходимость, по убеждения автора, не свойственна каждому человеку, она воспитывается. Причем воспитывается самим человеком, который решает жить в соответствии с правдой и справедливостью.

Сравнивая «хорошее поведение» с ездой человека на велосипеде, Д.С. Лихачев убеждает читателей в том, что жить правильно, правдиво и честно так же легко, как ездить на велосипеде. Но важное – научиться ездить на этом велосипеде. Только в этом случае совершать поступки получится интуитивно, «по велению совести», «не задумываясь находить всегда правильные решения, не заглядывая в книжки». Д.С. Лихачев дает своим читателям следующий совет: «Научитесь не задумываясь, сразу находить правильные решения».

Авторская позиция заключается в том, что «хорошее поведение» – это поведение человека, который совершает правильные поступки, не задумываясь, интуитивно.


С точкой зрения Д.С. Лихачева можно лишь согласиться. «Хорошим поведением» можно назвать такие поступки, которые человек совершает одновременно правильно и интуитивно.

Поднятая в тексте проблема находит отражение во многих художественных произведениях отечественной и зарубежной литературы.

Главным героем повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является Петр Гринев, который самостоятельно развивал в себе нравственные качества. Отцовский совет «Береги честь смолоду» и стремление Петра Гринева жить в соответствии с честью и достоинством помогают совершать только правильные поступки. Главный герой не задумывается над тем, как поступить в той или иной ситуации, потому как он идет по заложенному самим собой пути. Петр Гринев совершает поступки интуитивно, даже не задумываясь над тем, что перед ним есть несколько вариантов, по какому жизненному пути можно пойти дальше.

В повести В.В. Быкова «Сотников» показано, как два участника войны оказываются перед нравственным выбором. Они могут перейти на сторону полицаев либо остаться верными своей Родине. От этого зависит и их дальнейшая жизнь: в первом случае человек остается в живых, во втором – погибает. И если Рыбак, желая сохранить себе жизнь, задумывается над тем, как ему поступить, то Сотников поступает интуитивно, так, как должен поступить в этом случае человек, который живет в соответствии с принципами чести, достоинства, правды и справедливости.

Таким образом, «хорошие поступки», о которых идет речь в «Письмах о добром и прекрасном», обладают двумя важными критериями, которые должны проявляться одновременно: совершать только правильные поступки, совершать поступки интуитивно, в соответствии со своими жизненными принципами.

С полным текстом Д.С. Лихачева можно ознакомиться по ссылке.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблема воспитания привязанности к своей семье и к родине (По Д.С. Лихачеву)
  • Проблема жизни без цели (По В.Ф. Одоевскому)
  • Проблема отношения иностранца к России и русским людям (По Дж. Джерому)
  • Проблема появления у человека таланта (По В.А. Солоухину)