Проблема роли детства в постижении родного языка (По Ч. Айтматову)


В центре внимания Чингиза Торекуловича Айтматова находится проблема роли детства в постижении родного языка.

Повествователь подчеркивает, что «пробудить первые истоки национальной гордости» может только «родное слово, познанное и постигнутое в детстве». Автор в данном высказывании особое внимание уделяет роли детства. Будучи «ядром человеческой личности», детство ставится тем временем, когда «закладывается подлинное знание родной речи».

Рассказчик приводит конкретный пример: однажды он был своеобразным переводчиком, помогая русскому ветеринару и киргизским жителям понять друг друга. И этот случай из детства навсегда запомнился повествователю, подтвердил особую любовь как к киргизскому, так и к русскому языкам.

Автор стремится донести до читателей мысль о том, что детство – такая пора, которая помогает человеку в наибольшей степени постичь особенности родного языка и с особой теплотой относиться к нему, ведь человек именно в детстве начинает изучать свой родной язык.


С позицией автора нельзя не согласиться. Действительно, язык, который человеком познается с самого детства, воспринимается им с особым трепетом и любовью, нежели этот язык изучается в зрелом возрасте. Связано это с тем, что детство – особая пора, которая остается в памяти каждого человека.

Поднятая в тексте проблема находит яркое отражение во многих поэтических произведениях русских и зарубежных поэтов и поэтесс.

Уже в названии стихотворения советской поэтессы Т.М. Зумакуловой «Родной язык» отображено чувство любви к родному языку. Лирическая героиня подчеркивает, что любит родной язык за то, что он знаком ей с самого детства. Это тот язык, на котором героиня впервые сказала слово «мама». Она отмечает, что на этом языке ей «каждый вздох понятен». Дорог лирической героине язык и следующим: «На нем ветра в предгорьях наших свищут, // Мне лепет птиц зеленою весной». В данных строчках можно выделить слово «наших», которые говорят о том, что для лирической героини язык ассоциируется с тем местом, в котором она родилась и в котором проходило ее детство.

Татарский поэт Габдулла Тукай выразил свою любовь к языку в стихотворении «Родной язык». В нем лирический герой обращает внимание на то, что родной язык – это язык отца и матери. Именно этот язык герой услышал впервые: «Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать, // А после – бабушка меня старалась сказкою унять». Все эти детские воспоминания находятся в тесной взаимосвязи с любовью к родному языку. Лирический герой отмечает, что родной язык с малых лет помог ему понять как радость, так и «боль души». Это тот язык, на котором герой впервые прочитал молитву, тот язык, через который он, начиная с детства, «множество вещей постиг».

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что человек начинает изучать родной язык с самого детства, и именно детские воспоминания о своих родных и близких и о том месте, где проходило становление личности, связывают его с любовью к языку.

С полным текстом Ч. Айтматова можно ознакомиться по ссылке.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблема сохранения памятников культуры и истории (По В.М. Пескову)
  • Проблема одиночества пожилого человека (по В.М. Шукшину)
  • Проблема формирования характера (По М.Я. Бессараб)
  • Проблема отношения к оступившимся в жизни людям (По Л.Н. Андрееву)