Проблема совести (По Д. Гранину)


В данном тексте Д. Гранина волнует проблема совести.

Здесь утверждается следующее: совесть «куда действенней, чем бесконечные призывы, требования». Автор высказывает мысль: до человека часто способна достучаться лишь совесть, потому как она не способна ошибаться. Лишь те люди, которые совершают поступки в соответствии с совестью, которая «исходит из глубины души», совершают свободные поступки, которые никогда не становятся причиной разочарования.

Риторические вопросы «Зачем человеку совесть?», «Откуда она взялась?», «Какой от нее есть прок?» используются для того, чтобы показать необходимость прислушиваться к внутреннему голосу и совершать поступки в соответствии с ним.

Рассуждая над проблемой, автор приводит конкретный пример, связанный с человеческой совестью. На похоронах писателя Зощенко не разрешили высказывать ни одной фразы, касающейся политики. Во время церемонии «никто ни слова не говорил о травле Зощенко, <…>, словно никакой трагедии не было в его жизни». Среди присутствующих лишь Л. Борисов, спонтанно и находясь под влиянием собственных эмоций, попросил у М.М. Зощенко прощение за то, что они его не защитили от убийц. Рассуждая над поступком Борисова, который даже не планировал выступать на похоронах, автор понял, что данным способом «взбунтовалась» не захотевшая мириться с произошедшим совесть.

Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: совесть – необходимое каждому человеку внутреннее качество, которое помогает выбрать правильный и справедливый путь.


С данной точкой зрения можно согласиться. Совесть выполняет функцию внутреннего контролера, который помогает оценивать свои поступки.

Поднятая в тексте проблема часто находит отражение во многих произведениях русской и зарубежной литературы.

В рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» продемонстрирован поступок повествователя, который под влиянием мальчишек-хулиганов набивает туесок травой, присыпав его ягодой, и отдает своей бабушке на продажу. После совершенного поступка повествователь испытывает муки совести. Он осознает, что поступил по отношению к своей бабушке несправедливо и неправильно. Мальчик долгое время не может простить самого себя за совершенное и даже называет себя преступником. Читатель понимает, что совесть не позволит рассказчику совершать такой же поступок в дальнейшем.

Угрызения совести испытывает и персонаж повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Эраст осознает, что крестьянка Лиза, искренне любившая его, узнает о его предательстве и кончает жизнь самоубийством. В финале произведения отмечается, что после смерти Лизы Эраст «не мог утешиться и почитал себя убийцею». Совесть не позволяла герою жить счастливой жизнью, он понимал, что совершил большую ошибку, которая привела к трагическим последствиям.

Можно подытожить: совесть – то, что заставляет задуматься о всех совершаемых действиях и о тех действиях, которые человек думает совершить в дальнейшем.

С полным текстом Д. Гранина можно ознакомиться по ссылке.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблема «неугомонных людей» (По В. Пескову)
  • Проблема искусства (По М. Гершензону)
  • Проблема чувства любви к Родине (По Н.М. Карамзину)
  • Проблема восприятия литературного произведения (По Д. Орлову)