Проблема воспитания привязанности к своей семье и к родине (По Д.С. Лихачеву)


Д.С. Лихачев поднимает проблему воспитания привязанности к своей семье и к родине.

Автор называет «привязанность к своей семье, к своему дому, селу, городу, стране» «нравственной оседлостью», круг которой очень широк. В данном понятии уже выражается авторское отношение: привязанность к названным понятиям является признаком нравственного человека. Д.С. Лихачев говорит о том, что привязанность должна воспитываться в первую очередь семьей, а уже потом – школой и молодежными организациями. По мнению автора, «нравственная оседлость» «создается не нарочно, не лекциями и наставлениями, а прежде всего той атмосферой, которая царит в семье». К этой атмосфере относятся общие интересы, развлечения, отдых: просмотр семейных альбомов, ухаживание за могилами родных людей, рассказы о жизни предков. Д.С. Лихачев говорит о том, что люди из сел должны изредка навещать свою малую родину вместе со всей семьей, а те, кто такого села не имеет, должны отправляться со своей семьей в совместные путешествия.

Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: «нравственная оседлость», проявляющаяся в привязанности человека к его семье, дому, малой и большой Родине, прежде всего должна воспитываться семьей с помощью различных методов, подразумевающих воздействие всех членов семьи между собой.

С высказываниями Д.С. Лихачева можно только согласиться. Человек находится в тесной связи со своей семьей и страной тогда, когда эта тесная связь формируется и развивается еще в семье.


Поднятая в тексте проблема находит отражение во многих произведениях отечественных писателей, драматургов и поэтов.

Почему у одних персонажей романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» есть «нравственная оседлость», а у других – нет? Почему Наташа Ростова привязана к своей семье и Родине, а Элен Курагина – нет? Ответ очень прост. Становление личности человека во многом зависит от воспитания. Семейство Ростовых было дружным и заботливым, именно поэтому Наташа Ростова выросла с чувством огромной любви к своей семье. Родители Элен Курагиной не воспитывали в ней привязанность к дому и родным людям, поэтому она стала равнодушным и эгоистичным человеком, которому нет дела ни до будущего Родины, оказавшейся в опасности, ни до собственной семьи.

В романе-эпопее «Тихий Дон» М.А. Шолохов особое внимание обращает на семейство Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и Ильинична хранят традиции прошлого и передают их своим детям: Петру, Григорию и Дуняшке. Родители передают своим детям чувство любви к Родине: и Петр, и Григорий отправляются участвовать в Первой мировой войне, для них важно будущее как казачества, так и всей страны. Пантелей Прокофьевич и Ильинична прививают своим детям и чувство любви к дому и семье. Именно семья и дом становятся для участников военных событий самым важным, тем, в чем можно найти внутреннюю гармонию. О наличии «нравственной оседлости» у центрального персонажа говорит финал произведения, когда Григорий Мелехов после многочисленных скитаний возвращается домой.

Подводя итоги, можно сказать, что «нравственная оседлость», о которой говорит Д.С. Лихачев, воспитывается прежде всего семьей человека.

С полным текстом Д.С. Лихачева можно ознакомиться по ссылке.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблема определения «хорошего поведения» (По Д.С. Лихачеву)
  • Проблема жизни без цели (По В.Ф. Одоевскому)
  • Проблема отношения иностранца к России и русским людям (По Дж. Джерому)
  • Проблема появления у человека таланта (По В.А. Солоухину)