Проблема восприятия литературного произведения (По Д. Орлову)


Д. Орлов затрагивает следующую проблему: восприятие литературного произведения.

Рассказчик повествует о том, как новый учитель литературы Сан Саныч «пронзил Толстым» весь класс с помощью очерка М. Горького. Повествователь говорит о том, что урок и сам учитель были необычайны тем, что здесь не было сказано ни о мировом значении творчества Л.Н. Толстого, ни о его биографических сведениях. Одним словом, на уроке не было сказано то, что было свойственно всем урокам. Сан Саныч, «оседлав первую парту», начал читать школьникам очерк М. Горького. «Магия звучащего мастерского литературного слова» позволяла учащимся оказаться втянутыми в жизнь и творчество Л. Н. Толстого. И то, что учитель предоставил ученикам выбор («можно слушать, можно и отключиться»), лишь привлекло их к материалу, который читался Сан Санычем. Помимо этого, школьников привлекало то, что не нужно было ничего запоминать и записывать, нужно было лишь слушать. Рассказчик, который вспоминает о школьных событиях, оценивает действия нового учителя и хвалит его за то, что тот «верно рассчитал», выбрав творение М. Горького. Именно благодаря действиям Сан Саныча класс стал «образцово гуманитарным», так как учитель смог заинтересовать детей литературой.

Несмотря на то что авторская позиция не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что широта и глубина восприятия литературного произведения зависит от того, каким образом преподносится материал.


С данной точкой зрения невозможно не согласиться. Действительно, если произведение «навязывается» и преподносится скучно и обыденно, то человек будет воспринимать его по-другому, нежели когда это произведение рассматривается необычным и оригинальным способом. Только во втором случае человек самостоятельно, а не по требованию захочет познакомиться с литературным произведением.

В центре романа Д. Киза «Цветы для Элджернона» лежит судьба Чарли Гордона, который из умственно отсталого человека превращается в настоящего гения, а затем – наоборот. Когда Чарли имел проблемы со здоровьем, он не мог понять произведения, как бы ни старался. Только тогда, когда он стал умнеть благодаря опытам над ним, Чарли начал читать книги и понимать их. Важно отметить, что читал он их не из-за того, что ему кто-то приказал это, а потому что он сам хотел этого. Собственный интерес способствовал тому, что в литературных произведениях Чарли Гордон видел глубокий смысл и воспринимал их намного лучше, нежели его бы заставляли читать.

Проблема чтения поднимается в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Оказавшись в доме своего возлюбленного Евгения Онегина, Татьяна Ларина читает прочитанные им книги. Если бы Татьяна не знала, что эти книги принадлежат Онегину, она читала бы их совершенно не так, как читала в повествовании. Героиня воспринимала литературное произведение по-особому, задумываясь о том, что мог думать в этот момент ее возлюбленный. Оригинальный способ, когда Татьяна могла видеть пометки Онегина, и то, что она была действительно заинтересована в прочтении книг, чтобы понять любимого человека, способствовали глубокому восприятию текста.

Таким образом, произведение литературы воспринимается человеком в зависимости от выбранного способа изучения.

С полным текстом Д. Орлова можно ознакомиться по ссылке.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблема «неугомонных людей» (По В. Пескову)
  • Проблема искусства (По М. Гершензону)
  • Проблема чувства любви к Родине (По Н.М. Карамзину)
  • Проблема совести (По Д. Гранину)