«Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах...» (по тексту Салтыкова-Щедрина)

Одна из проблем, поставленная автором текста:

Проблема последствий утраты совести человеком. (Что происходит с человеком, утратившим совесть?)



Что происходит с человеком, утратившим совесть? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки».

Размышляя над проблемой утраты совести, автор рассказывает поучительную сказку, все герои которой стремились избавиться от совести как от чего-то ненужного, мешающего жить. Каждый видел в совести лишь обузу, лишающую покоя и возможности жить так, как хочется.

Салтыков-Щедрин описывает, как меняется человек, утративший совесть: ему ничто не мешает «подставлять ближнему ногу», «льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать». Бессовестный человек уверенно лжет, без тени сомнения берет взятку, его не смущает надобность угодничества ради получения выгоды. Все в его мире продается и покупается, никакие духовные ценности ему не заменят хрустящие купюры.

Также автор показывает, что происходит с человеком, когда в нем просыпается совесть, как он мучается и страдает. Горький пьяница в сказке находит совесть и вмиг осознает, до чего он докатился, бросает пить и глубоко раскаивается. «Нет, надо как-нибудь её сбыть, а то с ней пропадёшь, как собака!» – думает он, испытав муки совести. Тем самым Щедрин замечает, как мало на свете остается людей, для которых совесть бы являлась величайшей ценностью. Все стремятся от нее избавиться, как от «надоедливой приживалки», потому что без нее гораздо проще и выгоднее жить.


Таким образом, автор приходит к выводу, что человек, утративший совесть, меняется в худшую сторону: он становится черствым, бездушным, наглым расчетливым. Он способен лгать, воровать, убивать. Для него не существует никаких преград, все дозволено, если это несет выгоду. Примеры этому подтверждают многие литературные произведения.

Так, например, в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого бессовестными людьми предстает семейство Курагиных. Князь Василий – старый интриган, лжец и сплетник, для которого все средства хороши, чтобы обрести свою выгоду. Он бросил все силы на то, чтобы лишить Пьера его законного наследства, стоял у предсмертного ложа старика Безухова, чтобы отнять наследственные бумаги и уничтожить их. Поняв, что денег Безухова ему не видать, он решил их заполучить, хитростью женив Пьера на своей дочери. Курагин изображал заботливого старшего друга, нагло прикидываясь, в то время как его интересовали лишь деньги Пьера.

Дочь Василия, Элен Курагина также была бессовестной натурой: она вышла замуж за Пьера лишь потому, что тот был очень богат. Элен гуляла с другими мужчинами, не скрываясь от мужа, унижала его, тратила его средства на любовников. Эта дама была эгоистична, бездушна, не брезговала никакими, даже самыми подлыми средствами ради получения желаемого.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что человек, утративший совесть, становится эгоистичным, наглым, бездушным, циничным. Для него не существует никаких интересов, кроме собственных, ради которых он способен пойти на самые низкие, подлые поступки.


Текст Салтыкова-Щедрина М.Е.




Еще сочинения по пособию И.П. Цыбулько:

  • «Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-помещица...» (по тексту Лескова)
  • «В дни зимних вьюг, когда вся земля, всё на земле: дома, деревья - тряслось, выло, плакало...» (по тексту Горького)
  • «Сто двадцать пять лет очень немного на весах истинного искусства...» (по тексту Грина)
  • «Это происходило в большой оранжерее, принадлежавшей очень странному человеку...» (по тексту Куприна)