9.1. «Пропуск личного местоимения 1-го или 2-го лица в роли подлежащего придаёт речи динамичность, ускоряет её темп» - Д.Э. Розенталь


Д.Э. Розенталь утверждал: «Пропуск личного местоимения 1-го или 2-го лица в роли подлежащего придает речи динамичность, ускоряет ее темп». Что же имел в виду языковед? Попробуем раскрыть смысл его высказывания.

Действительно, определенно-личное предложение, предполагающее пропуск личного местоимения 1-го или 2-го лица единственного или множественного лица, обладает более выразительными способностями, нежели двусоставное предложение. В определенно-личных предложениях не нужны подлежащие, так как смысл высказывания передается с помощью глаголов, которые не нуждаются в личных местоимениях. В определенно-личных предложениях все внимание акцентируется на действии, в то время как в двусоставных предложениях внимание уделяется и действию, и его производителю. Благодаря акценту на действии возрастает динамичность фразы. Определенно-личные предложения помогают создать быстрый ритм и ускорить темп. Читатель или слушатель обращает свое внимание на действия, которые сменяют друг друга. Двусоставные предложения по оттенкам передаваемого значения менее динамичны, чем определенно-личные предложения. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту В.В. Голявкина.


Во-первых, проанализируем предложение №23: «На переменке подхожу, заявляю свои законные требования, а он их законными не признает». Первое простое предложение, входящее в состав сложносочиненного предложения, представляет собой определенно-личное предложение, в котором отсутствует подлежащее, но производитель действия подразумевается и определяется контекстуально (из предыдущего предложения, где наблюдается подлежащее, выраженное личным местоимением «я») и грамматически (значение 1-го лица уже передается личными окончаниями глаголов «подхожу» и «заявляю»). Отсутствие подлежащего придает высказыванию динамику, читатель обращает внимание не на производителя действий, а на сами действия, которые сменяют друг друга: сначала рассказчик подходит к Ваське, а затем заявляет ему «законные требования».

Во-вторых, рассмотрим предложение №49, которое представляет собой сложноподчиненное предложение. Первое простое предложение, входящее в его состав, является определенно-личным предложением. Подлежащее отсутствует, предложение и не нуждается в нем, так как производители действия определяются как контекстуально (из предыдущего предложения, где наблюдается подлежащее, выраженное цельным словосочетанием «мы с Васькой»), так и грамматически (значение 2-го лица уже передается личными окончаниями глаголов «гоняем», «мочим», «пьем», «загораем», «болтаем», «договариваемся»). Автору текста важно было показать разнообразие действий, совершаемых рассказчиком и Васькой, чтобы подчеркнуть их дружеские отношения и благоприятное разрешение конфликта между ними.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: языковед Д.Э. Розенталь был прав, говоря о том, что в определенно-личных предложениях подчеркивается динамичность действий.

С полным текстом В.В. Голявкина можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 33 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «С удовольствием гоняем по траве чей-то старый ботинок, мочим в речке ноги, пьём воду с лошадьми, загораем без маек, болтаем обо всём на свете и договариваемся сидеть за той партой по очереди до тех пор, пока Сашка не выздоровеет от коклюша» (по тексту В.В. Голявкина)
  • 9.3. Как Вы понимаете значение слова дружба? (по тексту В.В. Голявкина)