9.1. «Пунктуация помогает автору наиболее понятно «уложить» информацию в тексте. С другой стороны, читающему пунктуация помогает более быстро и точно «считывать» именно ту информацию, которая «уложена» в тексте» - П.А. Лекант


П.А. Лекант в своем высказывании поднимает проблему значения пунктуации в письменной речи: для адресанта она выступает средством наиболее понятно «уложить» информацию в тексте, а для адресата – средством быстро и точно «считывать» заложенную в текст информацию. Что же имел в виду известный лингвист? Попробуем раскрыть смысл его высказывания.

Использование тех или иных знаков препинания связано не только с грамматическим, но и со смысловым содержанием. Передать смысл высказывания одними словами в письменной речи довольно сложно, знаки препинания помогают в этом. Пунктуационные знаки выполняют как грамматическую, так и смысловую функцию. Если в устной речи оттенки значения и оценка объекта речи выражаются через интонацию и невербальные средства общения, то в письменной речи выразить определенный смысл и внести в высказывание дополнительные оттенки значения помогают знаки препинания. С их помощью выражаются интонационные особенности, акцентируется внимание на отдельной информации. Через определенные знаки препинания автор высказывания выделяет нужную для понимания информацию, акцентирует на ней внимание, вызывает у читателей интерес к ней. Именно пунктуационные знаки помогают читателям наиболее точно и полно понять, о чем идет речь в высказывании. Во всем этом можно убедиться, обратившись к тексту М.М. Пришвина.


Во-первых, проанализируем предложения № 21-22. Двоеточие после простого предложения «Звук моего свистка и крики были совершенно бессильны» подчеркивают, что собака Жулька не остановилась, что она так и продолжила совершать попытки схватить гусей. Многоточие после предложения «Тогда Жулька повертывалась к другому гусю, пускала пух из него» дает читателю понять, что попытки схватить гусей не прекращались, что Жулька по кругу совершала одни и те же действия: «настигнув одного гуся», «пускала из него пух», а потом совершала те же действия уже с другим гусем. Автор с помощью пунктуационных знаков подчеркнул, что рассказчику не удалось остановить собаку, что все ее действия были нацелены на поимку гусей и что этот процесс был весьма длительным.

Во-вторых, рассмотрим предложения № 56-57. Когда во время урока между рассказчиком и учителем разгорелся спор на счет того, сколько в момент поимки собакой гусей насчитывалось птиц, Вася Веселков, как отмечает автор, «закричал»: «Неправда! Гусей было восемь!». Восклицательные знаки подчеркивают эмоциональность высказывания Васи Веселкова, они помогают читателям понять, что мальчик произнес фразы не спокойно, а с помощью крика. Через восклицательные знаки выражается неравнодушное отношение к спору, в котором правда подверглась сомнению, Вася Веселков негативно относится к неправде, высказанной учителем, на что указывают и его «глаза, гневно устремленные на учителя».

Так, можно сделать следующий вывод: известный лингвист П.А. Лекант был прав, говоря о том, что пунктуация помогает как автору в выражении смысла, так и читающему в понимании заложенного в высказывание смысла.




Вариант 4 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Это и был Вася Веселкин, стыдливый, застенчивый в своих добрых делах и бесстрашный в отстаивании правды» (по тексту М.М. Пришвина)
  • 9.3. При каких обстоятельствах важно проявлять смелость? (по тексту М.М. Пришвина)