«…с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица» (по тексту Ю.Я. Яковлева)


В предложении 5 текста Ю.Я. Яковлева выражена важная для понимания авторская мысль: «…с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица». Смысл приведенной фразы можно объяснить следующим образом: учителю трудно прощаться с «поездом», в котором находятся уходящие из школы ребята, поскольку вместе с ними уходят и знания, которые в них заложил именно он, и «частица» его внутреннего мира. Учителю тяжело дается отпускать тех, кому он преподал разнообразные уроки, в ком он видел самого себя. Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.

В тексте неслучайно упоминаются та информация, о которой повествовал Учитель рассказчику и его одноклассникам, те знания, которым он их научил. Читатель понимает, что рассказ Учителя о том, как в Новой Каледонии в результате действия сильного урагана «выпал дождь из лягушек», запомнился рассказчику навсегда. До конца своих дней он будет помнить и урок Учителя касательно сердца человека как «вечного двигателя». В предложении 20 говорится о том, что учительских глазах «извергались вулканы, сползали ледники и обрушивались дожди… из лягушек». В повествовании подчеркивается, что Учитель открывал школьникам «неведомый мир», помогая им открывать «новые значения» «обычных вещей». Автор обращает внимание на то, что Учитель делился с учениками всем, что знал сам. Именно знания можно назвать «самой дорогой частицей» Учителя. Полученные ребятами знаниями – это знания Учителя. В учениках была «частица» Учителя. Поэтому ему и было трудно прощаться с детьми, которых он долгое время учил, отдавая им «частицу» себя.


В тексте говорится о том, что Учителю «мучительно» хочется остановить и вернуть время, проведенное с учениками, потому что ему больно от того, что он уже «научил, чему мог научить», что он оказался одинок, что школьникам он уже стал «не нужен». Автор будто говорит о том, что Учителю трудно прощаться с теми, кому он отдал не только знания, но и часть собственной души. Беседа Учителя с классом о сердце как «вечном двигателе» подтверждает мысль о том, что Учитель был неравнодушен к внутренним мирам своих учеников, что он не просто давал им сухие знания, но и преподавал им нравственные уроки, которые должны были им помочь в дальнейшей жизни. Герой был не просто учителем, а другом, близким человеком. Вложив в сознание ребят важные жизненные принципы, Учитель видел в них самого себя. Поэтому Учителю было так больно провожать «поезд» с повзрослевшими учениками, выпускающимися из школы.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предложенная для анализа фраза из текста Ю.Я. Яковлева подчеркивает трудность Учителя прощаться со своими учениками, ради вложения знаний в которых он потратил очень много сил, с которыми он на протяжении обучения делился не только предметными знаниями, но и «частицей» собственного внутреннего мира, преподавая школьникам нравственные уроки, которые пригодятся им в настоящей жизни.




Вариант 16 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям…» - В.Г. Короленко
  • 9.3. Как вы понимаете значение выражения настоящий учитель? (по тексту Ю.Я. Яковлева)