«С годами меня все чаще тянет к пушкинским стихам, к пушкинской прозе» (по тексту Гранина)


Сочетаются ли между собой гений и злодейство? Можно ли быть гениальным и вместе с этим совершать плохие и безнравственные поступки? Ответы на эти важные вопросы можно найти в тексте Д.А. Гранина.

Раскрытие проблемы совместимости гениальности и злодейства происходит через осознание рассказчиком мнения написавшего «Моцарта и Сальери» Пушкина относительно злодейства и гения.

Анализируя образы пушкинских героев, рассказчик все же утверждает, что Сальери, в отличие от Моцарта, не является гением. Автор показывает: первоначально «равноправные сыновья гармонии» проявляют различия, когда Сальери совершает убийство Моцарта. Этот поступок подтверждает мысль о том, что Сальери не является гением.

Анализ гения Моцарта и «негения» Сальери заставляет рассказчика прийти к следующему общечеловеческому выводу: гениальность находится в связи не только с талантом, но и с нравственным началом, которое является «пробой гения». Испытание нравственностью является способом «отделить» истинный и мнимый характеры гения.


Точка зрения автора может быть сформулирована так: гениальность несовместима со злодейством, так как она предполагает не только наличие таланта, но и наличие нравственного начала.

Невозможно не согласиться с автором. Истинные гении не могут совершать злодейства; те, кто их совершил, не могут называться гениями, даже несмотря на наличие таланта. Гениальность соединяет в себе как мастерство, так и хорошие черты. Для доказательства данной позиции обратимся к паре произведений.

В повести Н.В. Гоголя «Портрет» показаны изменения, произошедшие с одним художником. Если сначала он обладал истинным талантом и мастерством, то после создания зловещего, имеющего дьявольскую силу портрета ростовщика, который воздействовал на людские разумы, он сам осознал, что не может считаться гениальным творцом. Причастный к совершению злодеяний художник до очищения своей души от греха обладал талантом, но не имел правильных представлений о нравственности, из-за чего назвать его гением невозможно.

Названная проблема поднимается и в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Членов МАССОЛИТа нельзя назвать гениальными писателями не столько из-за неимения явного таланта, сколько из-за недостатка нравственности. Создание продажных произведений говорит о том, что такие писатели подчиняются тоталитарному режиму. Создавая на заказ произведения, не противоречащие власти, представители МАССОЛИТа закрывали глаза на существующую общественную несправедливость, отказываясь бороться с ней. Литература для них была не способом воздействия на общественное сознание ради изменений к лучшему, а способом заработка и получения высокого социального положения.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о несовместимости злодейства и гения, который, помимо наличия таланта, подразумевает наличие нравственного начала.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Чего нам так не хватает?» (по тексту Лиханова)
  • «Есть ложное представление, будто город убивает чувство природы» (по тексту Пришвина)
  • «Жизнь и смерть – вечная тема искусства, потому что очевидно, что человеческая судьба заключена именно между двумя моментами – рождением и смертью» (по тексту Быкова)
  • «Мне хотелось бы на прощание (в мои годы всякое свидание с людьми есть прощание)...» (по тексту Толстого)
  • «В Малоземове гостит князь, тебе кланяется, - говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки» (по тексту Чехова)