«С годами меня всё чаще тянет к пушкинским стихам, к пушкинской прозе...» (по тексту Гранина)


Можно ли стать гением, будучи безнравственным человеком, совершающим злодейства? В чем заключается гениальность? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте русский писатель Д.А. Гранин.

Проблема гения и злодейства раскрывается с помощью рассуждений о героях пушкинского произведения – о Моцарте и Сальери. Автор говорит о том, что эти два персонажа до убийства Моцарта были «равноправными сыновьями гармонии». Именно безнравственный поступок Сальери, решившего убить Моцарта, продемонстрировал, кто является гением, а кто – нет. Писатель, противопоставляя внутренние миры Моцарта и Сальери, выражает мысль о том, что гениальность связана не только с продуктами деятельности человека, но и с его нравственными качествами. Д.А. Гранин отмечает, что в Моцарте «гениальность его музыки соединена с личностью, с его добротой, доверчивостью, щедростью». Именно «нравственное испытание», по мнению автора, становится тем, с помощью чего проверяется гениальность человека. Писатель приходит к выводу о том, что из-за отсутствия в Сальери нравственного начала его нельзя назвать гением.

Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: гениальность не может сочетаться со злодейством, гением является лишь тот, кто несет в себе нравственное начало.


С автором текста трудно не согласиться. Гениальность совмещает в себе как мастерские результаты деятельности творца, так и его положительные внутренние качества. Человек безнравственный не может быть гением, даже если его творения действительно великолепны. Гением может быть только тот, кто живет в соответствии с нравственностью. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к художественным произведениям и высказываниям известных личностей.

Великий критик В.Г. Белинский утверждал: «Отделить вопрос о нравственности от вопроса об искусстве так же невозможно, как и разложить огонь на свет, теплоту и силу горения». Это высказывание приводит к мысли о том, что нравственность и гениальность – явления, которые нельзя отделить друг от друга.

Поднятая в тексте проблема находит отражение и в повести Н.В. Гоголя «Портрет», где особое внимание уделяется художнику, создавшему зловещий портрет ростовщика, воздействующего после смерти на разумы людей с помощью картины. В повествовании отмечается, что до создания портрета художник был мастером своего дела, который имел способность писать на лицах «то высокое выраженье, до которого не могли докопаться блестящие таланты». Созданный портрет, который оказал негативное влияние на самого художника, способствовал тому, что у героя появились зависть и честолюбие, которые не были свойственны ему ранее. Осознав, что он стал «дьявольским оружием», художник понял, что больше не может считаться мастером своего дела. Н.В. Гоголь демонстрирует, что злодейство не может быть связанным с гениальностью. Только тогда, когда художник очистил свою душу от греха, он вновь стал мастером своего дела, настоящим гением, создавшим поистине прекрасное произведение искусства. Автор выражает мысль о том, что гениальным может быть только нравственный человек.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что гениальность и злодейство – несовместимые вещи, совместимы только гениальность и нравственность.

С полным текстом Д.А. Гранина можно ознакомиться по ссылке.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Об этом человеке носились странные слухи...» (по тексту Герцена)
  • «Солдаты, расположившиеся вокруг своей пушки, были заняты каждый своим делом...» (по тексту Катаева)
  • «Удивительная работа — воспоминания...» (по тексту Олеши)
  • «Я очень плохо знаю деревенскую жизнь...» (по тексту Гришковца)
  • «Как же я всё-таки выбрал то образование, которое в итоге получил...» (по тексту Гришковца)