9.2. «С удовольствие гоняем по траве чей-то старый ботинок, мочим в речке ноги, пьем воду с лошадьми, загораем без маек, болтаем обо всем на свете и договариваемся сидеть за той партой по очереди до тех пор, пока Сашка не выздоровеет от коклюша» (по тексту В.В. Голявкина)


Текст В.В. Голявкина завершается словами о том, что главный герой и его друг Васька весело проводят время у живописной реки и приходят к договоренности сидеть за последней партой, пока в школу не вернется заболевший Сашка, по очереди. Смысл финала можно объяснить следующим образом: конфликтная ситуация между рассказчиком и Васькой, которая могла закончиться дракой, потеряла свой серьезный характер, когда мальчики, придя на речку для борьбы, стали свидетелями прекрасных картин весенней природы. Стремление приятно провести время на берегу речки заставило героев пересмотреть свое отношение к конфликту, понять, что причины для драки не серьезны, а мелочны, и прийти мирным путем к компромиссу, заключенном в том, что рассказчик и Васька будут сидеть за последней партой поочередно. Чтобы удостовериться в данной позиции, можно обратиться к примерам из самого текста.

В тексте демонстрируется возникший между героями конфликт. И рассказчик, и Васька, желая занять Сашкино место за последней партой, не хотели уступать друг другу. Оба персонажа пытались доказать друг другу, что именно они должны сидеть на том месте: Васька аргументирует свою позицию тем, что «кто раньше сел, тот и сидит», а рассказчик – тем, что «кто раньше приметил, тот и должен сидеть, а не тот, кто сразу сел». То, что рассказчик грозит Ваське кулаком и пытается вытянуть его с места за рукав, а тот «не поддается», говорит о том, что каждый из них хотел выйти в сложившейся ситуации победителем, единолично заняв последнюю парту. Предложения 1-2, в которых описываются представления рассказчика о драке с Васькой после урока, подчеркивают всю серьезность ситуации: за место герои готовы даже драться.


Однако отношение к происходящему меняется, когда Васька и рассказчик приходят к реке Полянке. Картины «замечательной природы» (зеленеющая трава, галдящие птицы, журчащая речка, пьющие из нее воду лошади), о которых говорится в предложениях 44-48, заставляют мальчиков отнестись к борьбе за место за последней партой менее серьезно. «Уютное местечко» и его «изумительный вид» (предложения 40-41), помогают героям конфликт, который они хотели разрешить с помощью драки, в итоге разрешить мирным путем. Находясь «среди настоящей весны» рассказчик и Васька хотят наслаждаться окружающим миром и получать удовольствие от времяпрепровождения в прекрасном месте, а не ругаться и драться из-за каких-то мелочей. Желание приятно провести время на весенней речке помогает мальчикам прийти к компромиссу, решив, что за последней партой можно сидеть по очереди.

Подводя итоги ко всему сказанному, можно отметить, что смысл финала заключается в том, что стремление хорошо привести время «среди настоящей весны» помогло рассказчику и Ваське понять абсурдность и мелочность той ситуации, которую они считали серьезной и которую они хотели разрешить дракой, и мирно прийти к компромиссу по поводу того, кто будет сидеть на месте за последней партой.




Вариант 34 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Пропуск личного местоимения 1-го или 2-го лица в роли подлежащего придает речи динамичность, ускоряет ее темп» - Д.Э. Розенталь
  • 9.3. В чем заключается настоящая дружба? (по тексту В.В. Голявкина)