«Самое действенное, самое взволнованное слово в нашем языке – глагол» - Н. Галь (по тексту К.Г. Паустовского)


Литературовед, критик, редактор и переводчик английской и французской литературы на русский язык Н. Галь утверждала: «Самое действенное, самое взволнованное слово в нашем языке – глагол». О чем же говорится в данном высказывании? Попробуем раскрыть его смысл.

Под глаголом принято понимать часть речи, которая обозначает действие. Глагол является важнейшей частью речи в русском языке, поскольку без нее невозможно отобразить реальную действительность, которая никогда не стоит на месте и постоянно находится в движении. Существование всего окружающего мира, в том числе и жизнь всего человечества, и жизнь отдельных его представителей, наполнено различными действиями, выразить которые лучше всего получается как раз с помощью глаголов. Для того чтобы рассказать о прошлом, сообщить о настоящем и предположить о том, что произойдет в будущем, мало упомянуть предмет речи, необходимо продемонстрировать то, какие действия совершаются этим предметом речи. С помощью такой части речи, как глагол, отражается динамика реальной действительности, наполненной большим количеством разнообразных действий. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту К.Г. Паустовского.


Во-первых, проанализируем предложения 12, 19 и 20, в которых с помощью глаголов описывается то, как ведут себя море и волны. В предложении 12 говорится о том, что море «шумело, намывало пляжи, меняло очертания берегов, выбрасывало медуз и водоросли». Здесь продемонстрирована многочисленность действий, которые совершает море, причем все действия совершаются им одновременно. В предложениях 19-20 метафорично говорится о волнах: по морю плыли «большие лошади с белыми гривами», которые «то окунались в воду, то вскипали пеной». Здесь также подчеркивается то, что волны совершают несколько действий, два из которых сменяют друг друга. Без употребленных в предложениях глаголов невозможно было бы продемонстрировать живость такой стихии, как море, что очень важно для раскрытия авторского замысла.

Во-вторых, рассмотрим предложения 33 («Мишук волновался и хохотал») и 42 («Мишук дрожал от страха и смеялся»). С помощью глаголов показано поведение мальчика, впервые встретившегося с морем. Здесь говорится не только о внешних проявлениях (выражены глаголами «хохотал», «дрожал» и «смеялся»), но и о внутренних переживаниях героя (выражены глаголом «волновался»). И в предложении 33, и в предложении 42 два использованных глагола являются антонимами, и автор, употребляя в тексте их, подчеркивает неоднозначность чувств и действий Мишука: он одновременно и боялся моря, и радовался нахождению рядом с ним. С помощью антонимичных друг другу глаголов подчеркивается двойственность поведения мальчика, на что автор акцентирует внимание на протяжении всего повествования.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о справедливости высказывания Н. Галь о важности такой части речи, как глагол, с помощью которой можно отразить реальную действительность, которая невозможна без действий.




Вариант 12 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Морскую прививку Мишук переносил долго: только через неделю он перестал говорить в присутствии моря шепотом» (по тексту К.Г. Паустовского)
  • 9.3. Как вы понимаете значение выражения величие природы? (по тексту К.Г. Паустовского)