«Шинель без хлястика. Была вечеринка. Мать хлопотала возле стола и танцевала с сыном, который только что окончил десятилетку и пригласил к себе первых в жизни гостей: парней и девушек, таких же, как он, вчерашних школьников» (по тексту Астафьева)


Как война отражается на человеческом существовании? Как она воздействует на судьбы отдельных людей и на взаимоотношения между ними? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте советский и российский писатель В.П. Астафьев.

Проблема влияния войны на человеческие судьбы раскрывается через историю семьи, фамилия которой даже не названа в повествовании, что говорит об обобщенности ее судьбы.

Рассказывая сыну о том, что с фронта она приехала лишь «с одним свертком на руках», героиня до сих пор тяготится тем, что растила его без отца. Автор показывает, что война лишила героя возможности воспитываться отцом, быть любимым им. То, что мать, описывая шинель, говорила о том, что она «согревала ее любовь», выражает мысль о том, что война мешает возлюбленным строить совместное счастье.

Но негативное воздействие война оказывает не только на взаимоотношения между людьми, но и на физическое и эмоциональное состояние отдельных людей. Читатель понимает, что семья героев состояла из матери и сына, потому что отец погиб на войне; это заставляет задуматься над большим количеством жизней, лишенных войной. Матери было трудно выжить самой и еще прокормить ребенка, поскольку, когда она пришла с фронта, у нее не было «ни дома, ни работы, ни денег». Хоть это решение было принято не так легко, ей пришлось продать свою шинель, единственное, что осталось в память о возлюбленном, чтобы прокормить ребенка. Рассказывая о своем военном прошлом уже тогда, когда сын окончил десятилетку и стал, по ее наблюдениям, взрослым, героиня демонстрирует, что до сих пор испытывает моральные страдания.


Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: война приносит только несчастья, она лишает людей жизней, разлучает возлюбленных, из-за нее теряют друг друга дети и родители, она заставляет испытывать физические и моральные страдания даже после ее окончания.

С автором текста нельзя не согласиться. Война лишает людей жизней, а оставшихся в живых заставляет страдать, она мешает людям строить крепкие взаимоотношения, лишает их возможности совместного счастья. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» показано, что война разлучает семью Соколовых. И если Андрей Соколов даже в плену надеется воссоединить с любимой семьей, то его жена Ирина, прощаясь перед его отправлением на фронт, понимает, что они расстаются навсегда. В 1943 году лишаются жизней Ирина и дочери Настенька и Олюшка, а прямо в День Победы – и сын Анатолий. Вместе с этим главный герой Андрей Соколов лишается возможности быть любящим мужем и отцом, строить крепкое семейное счастье. Хоть Андрей Соколов и вновь обрел смысл жизни в мальчике-сироте Ванюшке, он никогда не сможет забыть то, что война сделала с его семьей.

Поднятая в тексте проблема находит отражение и в романе А.А. Фадеева «Молодая гвардия». Учившиеся в школе или только ее окончившие ребята лишились детства, они были вынуждены быстро повзрослеть. То, что большинство членов краснодонской «Молодой гвардии» были казнены немцами, говорит о том, что совсем юные ребята лишились возможности прожить долгую и счастливую жизнь, что война разрушила семьи, заставив при этом родителей пережить собственных детей.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что война влияет на судьбы людей исключительно негативно, принося им различные беды и страдания.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Дай жизнь своим берегам. Женщина увидела Мудреца, проходившего мимо ее двора, и пригласила отдохнуть под сенью орехового дерева» (по тексту Амонашвили)
  • «Учитель. Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и – поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе» (по тексту Яковлева)
  • «В туннеле артезианского колодца. Мой проводник зажег свечу. Перед нами зияло черное отверстие подземной штольни» (по тексту Гиляровского)
  • «Часто, говоря о культуре, подразумевают в первую очередь произведения искусства: статуи, архитектурные ансамбли, литературные памятники» (по материалам энциклопедии для детей «Общество»)