9.1. «Слово в художественном произведении обращено к тому миру действительности, который творчески создаётся или воссоздаётся в художественном произведении» - В.В. Виноградов


С высказыванием В.В. Виноградова о том, что в художественных произведениях слова отражают описываемую и воссоздаваемую действительность, нельзя не согласиться.

Манера авторской речи и речи, которую автор вкладывает в уста своих персонажей, зависит от многих факторов. Если писатель описывает современную действительность, он использует те слова, которые часто употребляются в реальности. Если в центре повествования в художественном произведении лежат события далекого или недавнего прошлого, то автор выбирает те лексические средства, который были характерны для того времени, которое воссоздается. Если в произведении говорится о вымышленных событиях, то слова должны подходить под ту обстановку, которую решил создать писатель в сознании читателя. Использование тех или иных средств зависит не только от времени действия, но и от той среды, в которой происходят основные события. Для произведений о героях-аристократах будут характерны одни слова и выражения, для произведений о так называемых «униженных и оскорбленных» будут использоваться совершенно другие лексические средства.

Чтобы доказать данную мысль, можно обратиться к тексту К.Г. Паустовского.


На протяжении всего повествования используются слова, называющие предметы прошлого: «шарманка» и «шарманщик» (предложения 1, 2, 4-6, 10, 12, 23, 37, 49), «медная монета» (предложение 4), «пять копеек», которые оцениваются не так, как сейчас (предложение 14), «папиросы» (предложение 16), «элегантные лайковые перчатки» (предложение 44), «зола» (предложение 47), «реверанс» (предложение 48). Все эти слова отсылают читателя в прошлое. Автор текста не указывает на то, когда происходит описываемое действие, не называет конкретного времени действия, однако читатель благодаря тем словам, которые употреблялись в прошлом и обозначали предметы прошлого, понимает, что речь идет далеко не о современных событиях. Эти слова помогают передать атмосферу исторической эпохи, о которой говорит К.Г. Паустовский.

Предложения 6-9 представляют собой речь шарманщика: «У Митьки хвороба. Сидит, как еж. Твои орешки и то лущить бросил. Видать, подыхает». В высказываниях героя насчитывается большое количество разговорных («лущить орехи», «бросил», «хвороба») и даже просторечных («видать», «подыхает») слов и выражений. Автор текста неслучайно вкладывает в уста своего героя именно такие слова, ему было важно показать читателю, что шарманщик – бедный человек, представитель «нищих и оборванных людей» (предложение 40). Употребление в речи разговорной и просторечной лексики демонстрирует, что шарманщик принадлежит к определенной социальной среде, о которой и повествует автор.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что авторы художественных произведений используют те или иные средства, чтобы сделать повествование более реалистичным, преследуя определенные цели: отразить время действия и среду обитания персонажей.

С полным текстом К.Г. Паустовского можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 27 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Мама мужественно спустилась в овраг, прошла мимо онемевших от изумления растрёпанных женщин и даже ни разу не приподняла юбку, чтобы не запачкать её о кучи мусора и золы» (по тексту К.Г. Паустовского)
  • 9.3. Почему важно помогать людям? (по тексту К.Г. Паустовского)