9.1. «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти» - Л.Н. Толстой


Л.Н. Толстой утверждал: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Что же имел в виду известный писатель? Попробуем раскрыть смысл его высказывания.

Действительно, такая лексическая единица языка, как слово, является основной единицей языка, с помощью которой люди обмениваются информацией друг с другом. Именно в слове реализуются фонетические, морфемные и словообразовательные явления, на основе слова реализуют свой потенциал морфологические принципы, без слов невозможно построить словосочетания и предложения. Каждое слово несет в себе максимум информации. Помимо основного лексического значения, слово имеет созначение: каждое слово несет в себе определенную оценку предмета и явления. С помощью одних слов люди выражают положительные эмоции и положительное отношение к явлениям окружающей действительности, с помощью других слов – отрицательные эмоции и отрицательное отношение к явлениям окружающей действительности. С помощью слов можно похвалить человека, выразить к нему свою любовь, но также можно и обидеть человека, выразить презрение к нему. Используя те или иные слова, человек реализует определенную цель. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту А.И. Куприна.


Во-первых, проанализируем предложения №7-9. Буланин, обращаясь к мальчику, обратившему внимание на его пуговицы, говорит: «О, это такие пуговицы… Их ни за что оторвать нельзя. Вот попробуй-ка!». Междометие «о» уже подчеркивает стремление «новичка» Буланина подружиться с воспитанником-«старичком». Кроме того, с помощью междометия подчеркивается радость, которую испытал Буланин, на которого обратил внимание «старичок». Выражение с восклицательным призывом «вот попробуйка-ка!» также подчеркивает дружелюбное отношение Буланина к «старичку». Автор показывает, что Буланин использует определенные слова для выражения положительного отношения к «старичку», слова служат реализации цели подружиться с воспитанником. Произнесенные Буланиным фразы подтверждают мысль о том, что слова могут служить любви, что они могут соединять людей.

Во-вторых, рассмотрим предложение №32. Оторвав пуговицу, которую, по словам Буланина, нельзя было оторвать, Грузов, увидев, что Буланин заплакал, обращается к нему со следующими словами: «Эх ты, рева-корова!». Все слова, произнесенные Грузовым, демонстрируют негативное отношение Грузова к Буланину. Междометие «ах ты» выражает упрек, укоризну, насмешку. Стилистически окрашенное выражение «рева-корова» также выражает насмешку Грузова над Буланиным. Произнесенные Грузовым слова подтверждают мысль о том, что слова могут служить вражде, что они могут разъединять людей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: известный писатель Л.Н. Толстой был прав, говоря о том, что слова занимают в языке и в человеческой жизни в целом важное место, так как они соединяют или разъединяют людей, служат любви или, наоборот, ненависти и вражде.

С полным текстом А.И. Куприна можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 25 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Он плакал до тех пор, пока сон не охватил его своими широкими объятьями» (по тексту А.И. Куприна)
  • 9.3. Как вы понимаете значение выражения нравственный выбор? (по тексту А.И. Куприна)