Сочинение о жадности (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)


Д.С. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» поднимал проблему жадности. Данной проблеме посвящено целое шестнадцатое письме с говорящим названием «О жадности».

Свои рассуждения автор начинает с недовольства словарными определениями слова «жадность». Д.С. Лихачев считает, что определения из словарей («Скупость, корыстолюбие», «Стремление удовлетворить чрезмерное, ненасытное желание») верны, но в то же время неполны, так как они не передают чувство отвращения, которое автор испытывает, наблюдая за проявлением человеческой жадности.

Д.С. Лихачев образно дает собственное понимание жадности, давая ей следующие образные характеристики: «попытка поставить свои материальные интересы выше себя», «душевная кособокость», «желчность», «жалкость» и др. Как видно из всех эпитетов, которые имеют негативную коннотацию, автор исключительно негативно относится к такому проявлению человеческих чувств, как жадность. По мнению автора, жадность имеет не смешной, а унизительный характер. В письме выражается авторская мысль о том, что жадность враждебна как для самого человека, так и для всего общества.


Д.С. Лихачев в том же шестнадцатом письме демонстрирует различие между понятием жадности и понятием бережливости. Если первое из них носит исключительно негативную оценку, то второе – положительную. Автор называет бережливость «разумной», отмечает, что ею обладает ум. Жадность же сама владеет умом, она является «болезнью бережливости», ее «искажением».

Проблему жадности можно соотнести с проблемой материальных ценностей, которая также поднимается в «Письмах». В шестом письме «Цель и самооценка» отмечается, что приобретение материальных благ – это недостойная человека цель. Жадный человек, стремящийся лишь к обретению материальных благ, и дает себе оценку на том же уровне. В двадцать четвертом письме «Будем счастливыми» Д.С. Лихачев утверждает, что люди, ставящие себе в жизненную цель «пустое приобретательство», не могут являться счастливыми людьми. Из этого следует, что жадность не может сосуществовать со счастьем. В шестом письме «Цель и самооценка» автор высказывает мысль о том, что человек, ставивший себе жизненной целью приобретательство, в итоге сталкивается с большим количеством огорчений, чем радостей, рискуя потерять все, что у него есть.

Также проблему жадности можно рассмотреть в связи с проблемой эгоизма. В седьмом письме «Что объединяет людей» говорится о том, что направленная лишь на себя забота ребенка приводит к тому, что он вырастает эгоистом. В сорок шестом письме «Путями доброты» выражается авторская позиция: «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа». По мнению автора, ни о ком не заботящиеся люди, к которым в частности можно отнести и жадных людей, «как бы выпадают из памяти»: спустя время остается лишь досада на человека, в то время как самого человека уже не помнят.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение о зависти (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение об умении вести спор (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение об отношении к языку (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о чтении, любви к книге (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)