Сочинение о литературе (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)


Д.С. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» рассуждал о сущности литературы как одного из памятников культуры и ее особенностях.

В двадцать втором письме «Любите читать!» поднимается проблема важности литературы в жизни человека. Автор утверждает, что она дает человеку жизненный опыт, расширяя кругозор человека и делая его интеллигентным и мудрым. Литература развивает чувство красоты, понимание жизни со всеми ее сложностями. Д.С. Лихачев отмечает, что литературы «проводит» человека «в другие эпохи и к другим народам».

В том же двадцать втором письме выражается мысль о том, что литература оказывает особое воздействие на человека тогда, когда он читает в свое удовольствие. В этом случае человек вникает во все мелочи, в которых и кроются главные авторские мысли. Д.С. Лихачев утверждает, что любить литературу побуждает ««незаинтересованное», но интересное чтение».

В двадцать первом письме «Как писать?» можно наблюдать авторское разграничение художественной и научной литературы. В письме отмечается следующая особенность художественной литературы: язык образен и с точки зрения науки неточен, поскольку в художественном языке первостепенное значение имеет многозначность слова, а в науке образность языка не всегда является достоинством, так как там ценится «точность выражения, максимальная краткость, строгая логичность», «последовательность переходов от мысли к мысли» и отсутствия «домысливания». Д.С. Лихачев демонстрирует различия между научной и художественной литературой.


В сорок четвертом письме «Об искусстве слова и филологии» говорится о том, что художественная литература по своей природе является ассоциативной. Текст в художественном произведении является не простой знаковой системой, а системой художественной, поскольку совокупность всех слов рождает «некий сверхсмысл», «витающий над текстом». В художественных произведениях слова имеют собственные оттенки смысла, «которых не найдешь в самых лучших исторических словарях русского языка», с их помощью создается эмоциональность текста.

В том же двадцать первом письме «Как писать?» говорится о том, что характерным признаком художественной литературы является то, что писатель делает читателя соучастником своего творчества и заставляет самому приходить к нужному выводу, помещая в повествование такие художественные образы, которые «разгадываются» читателями постепенно.

В своих «Письмах» Д.С. Лихачев дает читателям советы. В двадцать втором письме «Любите читать!» наблюдается следующий совет: «Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны». В двадцать шестом письме «Учитесь учиться!» Д.С. Лихачев дает совет «читать стоящие книги, а не просто чтиво». В двадцать третьем письме «О личных библиотеках» автор дает совет свои личные библиотеками заполнять не книгами «одноразового чтения», которые можно и нужно брать в библиотеке, а книгами, которые можно перечитывать. В сорок четвертом письме «Об искусстве слова и филологии» говорится о том, что читать литературу необходимо для того, чтобы стать интеллигентным человеком.

В двадцать втором письме «Любите читать!» говорит о том, что человеку важно читать не только классические произведения, которые «выдержали испытания временем» и которые, несомненно, принесут человеку пользу, но и современную литературу, поскольку классические произведения не способны ответить на все вопросы современного поколения.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение об отношении к искусству (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о зле (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о памятниках культуры (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о патриотизме (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)