Сочинение о мудрости и хитрости (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)


Д.С. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» поднимал проблемы мудрости и хитрости.

В третьем письме «Самое большое» говорится о том, что человек становится мудрее, когда желание добра своим близким расширяется, захватывая большее количество вопросов. Мудрость, по определению Д.С. Лихачева, – это «ум, соединенный с добротой». Согласно данному письму, понятие мудрости тесно связано с «умной любовью».

В третьем письме «Самое большое» раскрывается и понятие хитрости. По мнению автора, это «ум без доброты». Д.С. Лихачев демонстрирует различия между мудростью и хитростью. Если мудрость открыта, то хитрость постоянно скрывается. В то время как хитрость обманывает окружающих людей, мудрость не обманывает не только других, но и саму себя. Автор утверждает, что мудрость приносит человеку прочное и надежное счастье, долголетие, спокойную совесть и доброе имя, в то время как хитрость непременно приводит человека к негативным результатам.


Проблема открытости мудрости, о которой говорится в третьем письме, затрагивается и в четвертом письме «Самая большая ценность – жизнь». Д.С. Лихачев указывает на то, что человек встречается с мудростью в ходе жизни: «Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью». Здесь мудрости дается важная характеристика: неожиданный характер. Человек открывает истину, которую не видел раньше. Неожиданный характер мудрости, о котором говорит Д.С. Лихачев, можно противопоставить продуманной хитрости.

Одним из источников мудрости, как указано в двадцать втором письме «Любите читать!», является литература, которая дает человеку «колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни». Литература способствует пониманию жизни со всеми ее сложностями. Она развивает чувство красоты, переносит в различные пространственно-временные рамки, делает человека интеллигентным и мудрым.

Исходя из многих писем Д.С. Лихачева, посвященных теме памяти, можно сделать вывод о том, что важным источником мудрости является память о прошлом. Так, в тридцать первом письме «Круг нравственной оседлости» говорится о том, что, рассматривая надгробные памятники, увековечившие память о покойном, люди учатся «мудрости жизни».

Проблема мудрости находит отражение в «Письмах о добром и прекрасном» не только в рассуждениях Д.С. Лихачева относительно сущности и особенностей мудрости. В небольшом предисловии указывается, что «Письма» – это «сборник мудрости». Автор действительно делится с читателями своим жизненным опытом, дает им советы, в первую очередь обращаясь к представителям молодого поколения. Уже в самих названиях писем видны мудрые советы и мысли: «Самая большая ценность – жизнь», «Молодость – вся жизнь», «Человек должен быть интеллигентен», «Быть веселым, но не быть смешным», «Учитесь учиться!», «Любите читать!», «Путешествуйте!». В своих «Письмах» Д.С. Лихачев призывает сохранять память, быть патриотами, следовать добру, учиться, понимать литературу, историю и искусство, замечать красоту окружающего мира и многое другое.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение о любви (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о верности (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о жизни (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о терпимости и отношении к людям (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)