Сочинение о патриотизме (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)


Д.С. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» поднимал проблему патриотизма.

В третьем письме «Самое большое» говорится о том, что любовь к Родине рождается из любви к школе, селу или городу, которые родились из любви к собственной семье – к матери, отцу, братьев, сестер и даже к дому.

В седьмом письме «Что объединяет людей» утверждается, что патриотизм является частью такого важного человеческого чувства, как забота, которая «объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее».


В третьем письме Д.С. Лихачев выражает мысль о том, что любовь к Родине становится одним из компонентов «самой большой цели жизни», заключенной в увеличении добра в окружающем мире. Автор утверждает, что любовь к Родине – это не конечный результат, не высшее проявление чувства любви в целом. Он призывает: «На этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека».

Проблема патриотизма в письме «Самое большое» тесно связана с проблемой национализма. Во фразе «Надо быть патриотом, а не националистом» ярко выражено авторское отношение к этим двух явлениям. Д.С. Лихачев отмечает «глубокое различие» между понятиями: если в основе патриотизма лежит любовь к собственной стране, то в основе национализма – ненависть к остальным странам. То есть патриот наполнен чувством любви, в то время как националист в первую очередь руководствуется чувством ненависти, которое нельзя совместить с добром и счастьем всех людей, которые, по мнению автора, являются «самой большой цели жизни». Д.С. Лихачев подчеркивает, что патриотизм не равен национализму, поскольку истинный патриот не чувствует никакой необходимости «ненавидеть другие народы», точно также, как человек, любящий собственную семью, не чувствует надобности в ненависти по отношению ко всем чужим семьям. Автор, говоря о национализме, утверждает, что не может связать это явление с истинной любовью, что это какой-то «слепой восторг», не имеющий с любовью ничего общего. Рассуждая о «слепом восторге», который привел Германию к нацизму, а Италию – к фашизму, Д.С. Лихачев выражает мысль о том, что два этих явления нельзя назвать патриотизмом. С данной позицией автора нельзя не согласиться, поскольку фашисты и нацисты в первую очередь руководствовались чувством ненависти.

В сорок первом письме «Память культуры» автор, рассуждая о находящихся в Варшаве Старом Месте или улице Новый Свет, которые «навсегда останутся документами патриотизма польского народа в послевоенные годы», выражает мысль о том, что в памятниках культуры отражается патриотизм. В сорок третьем письме «Еще о памятниках прошлого» данная мысль расширяется, автор утверждает, что любовь человека к Родине проявляется в «любви к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры», в «гордости своей истории».

В том же сорок третьем письме говорится о том, как у человека появляется чувство патриотизма: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать». Д.С. Лихачев утверждает необходимость появления в человеке и развития чувства патриотизма, поскольку человек, не имеющий «корней в родной стране», похож на «степное растение перекати-поле».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение об отношении к искусству (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о зле (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о памятниках культуры (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о литературе (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)