Сочинение о русском характере (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)


Д.С. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном», как и в «Заметках о русском» и «Диалогах о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем», поднимал проблему русского характера.

В тридцатом письме «Нравственные вершины и отношение к ним» автором перечисляется ряд черт русского характера, о которых он писал в двух вышеупомянутых произведениях. К чертам русского характера относятся доброта, открытость, терпимость и др. Д.С. Лихачев подчеркивает, что таким чертам его современникам было не принято уделять внимание.

Отвечая на вопрос читателей о наличии у русского народа только положительных черт, автор утверждает, что каждый народ имеет как положительные, так и отрицательные черты. Русский народ не является исключением. Д.С. Лихачев утверждает, что не считает, что у русского народа нет недостатков, наоборот, по его мнению, у русского народа их много.


Однако Д.С. Лихачев высказывает мысль о том, что невозможно охарактеризовать народ по его недостаткам, поскольку в историю входят лишь «высшие достижения». Автор образно объясняет свою позицию так: чтобы составить мнение о городе, нужно в первую очередь познакомиться с его лучшими проявлениями. Д.С. Лихачев признается, что воспринимает народ как искусство. Как историю литературы или живописи нельзя определить по плохим произведениям, так и русский народ нельзя определить по его отрицательным качествам. Автор демонстрирует свое отношение к раскрытию черт народа: каждый народ, включая и русский, оценивается по нравственным вершинам и идеалам, в соответствии с которым живет народ. Д.С. Лихачев утверждает, что основополагающее в народе – это идеалы.

В тридцать восьмом письме «Сады и парки» говорится о том, что национальный облик формируется отношением представителей народа, каждый из которых является носителем прошлого и носителем национального облика, к прошлому.

В тридцать четвертом письме «О русской природе» показано, что представители русского народа всегда ценили природу и воспринимали ее как «свободу, волю, приволье», «простор», которые были «величайшим эстетическим и этическим благом для человека». В тридцать девятом письме «Природа России и Пушкин» показано, что русскому народу всегда был свойственен интерес к садам и паркам. Д.С. Лихачев доказывает, что садовопарковое искусство развивалось постепенно и что каждому этапу характерны определенные черты. Во втором письме «Молодость – вся жизнь» упоминается русская пословица «Береги честь смолоду», которая действительно отражает мировоззрение русского человека. В тридцать втором письме «Понимать искусство» говорится о том, что многолетний опыт нашел отражение в народном искусстве. В тридцать третьем письме «О человеческом искусстве» упоминается образ «русской» молоденькой березки, который сразу же говорит о том, что «художник умел ценить русскую красоту».

Однако многие черты русского народа, как отмечается в тридцать пятом письме «О русской пейзажной живописи», являются «чертами общечеловеческими», присущими в той или иной степени и для представителей других народов. Д.С. Лихачев говорит о том, что национальные черты нельзя преувеличивать и делать исключительными, поскольку национальные особенности не замыкают народы в себе, а, наоборот, сближают народы. Это лишь некоторые акценты одного народа, а не качества, которые полностью отсутствуют у других народов.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение о телевизоре и книге (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о счастье (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о духовной культуре и бездуховности (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение об учении (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)