Сочинение о воспитанности (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)

��


Д.С. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» поднимал проблему воспитанности. В основном данная проблема нашла отражение в тринадцатом письме «О воспитанности», но затрагивается она и в других письмах.

В тридцать первом письме «Круг нравственной оседлости» утверждается большое значение семьи в воспитании у ребенка «нравственной оседлости». В тринадцатом письме «О воспитанности» говорится о том, что невоспитанный человек никогда не сможет правильно воспитать своих детей. В третьем письме «Самое большое» утверждается мысль о том, что поощряющая ребенка во всем и восторгающаяся им мать способна вырастить «нравственного урода». Однако в тринадцатом письме «О воспитанности» говорится также о том, что отличное воспитание приобрести можно не только благодаря семье, но и благодаря самому себе.

В тринадцатом письме «О воспитанности» Д.С. Лихачев выражает убежденность в том, что истинная воспитанность проявляется в том, как человек ведет себя по отношению к своих родным и близким. Воспитанным человеком, по мнению автора, является тот, кто «дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе» ведет себя одинаково. Воспитаны те люди, которые умеют и хотят считаться с другими людьми, которые одинаково вежливо относятся как к старшим, так и к младшим, которые строго выполняют данные другим людям обещания, экономят время других людей, ведут себя негромко, не важничают и не «задирают нос». Воспитанные люди – это те, кто не мешает окружающим людям. Воспитанность проявляется в бережном отношении к обществу и природе. Д.С. Лихачев утверждает, что главное, чем руководствуется по-настоящему воспитанный человек, это «необходимость уважительного отношения к другим». В письме говорится о том, что уважение и вежливость по отношению к окружающим для воспитанного человека не столько необходимость, сколько собственное желание.


Автор не отрицает того, что хорошие манеры могут быть только внешними, когда человек с их помощью прикрывает свои дурные поступки. Однако в основном хорошие манеры связаны с желанием жить лучше.

Д.С. Лихачев считает, что невоспитанный человек не обращает внимания на особенности характера близких людей, на их желания и привычки, психологические особенности. В письме приведено множество примеров проявления невоспитанности. Если человек ведет себя громко, когда другие заняты важными делами, он является невоспитанным. Взрослый человек, относясь к помощи родителей как к должному и не замечая, что родителям самим необходима помощь, – невоспитанный. Если с теми, с кем знаком коротко, человек ведет себя вежливо, но раздражителен по отношению к домашним, у него отсутствует воспитание. Мужчину, на улице пропускающего незнакомую женщину и открывающего ей дверь, но не помогающего вымыть посуду своей уставшей жене, нельзя назвать воспитанным человеком. Муж, который любит шутить над женой и детьми, не просто не воспитан, а еще и глуп.

В тринадцатом письме «О воспитанности» говорится о том, что человек во многом воспитывается благодаря литературе. Существует много книг о «хороших манерах», в которых говорится о том, как «держать себя» в разных ситуациях. В других письмах показано, что воспитывают человека игры («28-ое письмо «Быть вместе»), поездки (29-ое письмо «Путешествуйте!»). В сороковом письме «О памяти», в сорок первом письме «Память культуры», в тридцать седьмом письме «Ансамбли памятников культуры», в сорок третьем письме «Еще о памятниках прошлого» говорится о том, что человека воспитывает семейная, народная, культурная память, памятники культуры, историческая память всей страны.

Д.С. Лихачев говорит о необходимости быть воспитанным, поскольку, согласно второму письму «Молодость – вся жизнь», воспитанные в юности привычки остаются на всю жизнь.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение об обидчивости (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о чести и совести (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о карьеризме (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение об интеллигентности (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)