Сочинение о заботе (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)


Д.С. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» поднимает проблему заботы.

В названии седьмого письма «Что объединяет людей» уже говорится об одной функции заботы. В этом же письме утверждается, что забота «скрепляет» взаимоотношения между семьей, друзьями, жителями села, города, страны. Как выражено в седьмом письме, забота заключается в конкретных проявлениях таких чувств, как любовь, дружба, патриотизм. По мнению автора, в заботе проявляется взаимосвязь поколений: она закрепляет память о прошлом и одновременно нацелена на будущее. В сорок первом письме «Память культуры» говорится о том, что «забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем». В тринадцатом письме «О воспитанности» выражена мысль о том, что забота лежит в основе хороших манер.

Д.С. Лихачев, образно говоря об «этажах заботы», обращает внимание на то, что человек с рождения встречается с заботой по отношению к себе и сразу же начинает учиться проявлять такую же заботу по отношению к другим людям.

Автор говорит о том, что до рождения ребенка родители уже заботились о нем, мечтая о его появлении и заботясь о нем. Первая забота, с которой встречает ребенок, – материнская. Через пару дней ребенок, вступая в связь с отцом, получает заботу и от него. Спустя время родители, заботясь о ребенке, отправляют его в школу.


Как быстро появляется забота по отношению к ребенку, так и у него появляется заботливое отношение к другим людям. Д.С. Лихачев рассуждает о том, что девочки, еще даже не умея разговаривать, нянчатся с куклами, пытаясь проявить заботу. Мальчики уже в детстве проявляются любовь к ловле рыбы, вместе с девочками мальчики занимаются сбором грибов и ягод, которые они приносят в дом не только для себя, но и для других членов своей семьи. Со временем ребенок начинает проявлять все большую заботу – не только о семье, но и о школе, о селе, городе, стране. В сорок первом письме «Память культуры» выражается мысль о том, что человек должен заботиться не только о себе и окружающих людях, не только о природных богатствах, но и о культурной среде, созданной руками человека.

В седьмом письме «Что объединяет людей» также показана взаимосвязь заботы, которую человек чувствует по отношению к себе, и проявляемой им заботы. Так, дети, когда родителями становятся старыми, в знак благодарности по отношению к ним также проявляют заботу. И такая забота о родителях, а затем и забота о памяти покойных родителей сливаются с заботой об исторической памяти родины.

В этом же письме также выражается авторская позиция, гласящая о необходимости каждому человеку быть заботливым. Тот, кто не заботится о других или вовсе не имеет забот, по мнению Д.С. Лихачева, – недобрый, никого не любящий человек. В сорок шестом письме «Путями доброты» автор выражает следующее мнение: ни о ком не заботящиеся люди «выпадают из памяти».

В шестом письме «Цель и самооценка» говорится о том, что человек должен заботиться о себе, так как человек, который совершенно не думает о себе, – «явление ненормальное». В двадцать втором письме «Любите читать!» автор утверждает, что все люди обязаны заботиться о собственном интеллектуальном развитии. Однако в седьмом письме «Что объединяет людей» говорится о том, что забота должна проявляться не только по отношению к себе: если ребенок заботлив лишь по отношению к одному себе, он вырастет эгоистом.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение о цели и самооценке (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о сострадании (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о недостатках (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о поведении (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)