Сочинение о зле (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)


Д.С. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» поднимал проблему зла.

В тридцать втором письме «Понимать искусство» утверждается, что зло находится в тесной связи с непониманием других людей, с чувствами зависти и недоброжелательности, с недовольством собственным социальным положением, с разочарованием в жизни. Эпитет «съедающая злоба» подчеркивает, что злоба наносит вред не только тем, по отношению к кому было совершено зло, но и самому носителю зла. Подобные мысли выражены в следующих фразах: «Злой человек казнит себя своей злобою. Он погружает в тьму прежде всего самого себя».

В двенадцатом письме «Человек должен быть интеллигентен» говорится о том, что злобная и злая реакция является признаком неспособности человека жить, душевной и духовной слабости. Д. С. Лихачев приводит конкретные примеры: тот, кто толкается в заполненном автобусе, является слабым, нервным, измотанным, неправильно на все реагирующим человеком; тот, кто ссорится со своими соседями, обладает душевной глухостью и не обладает умением жить; тот, кто невосприимчив к эстетике, является несчастным человеком; тот, кто не способен понять окружающих людей, кто вечно обижается на них, кто приписывает другим злые намерения, не только мешает жить другим людям, но и обедняет собственную жизнь. В письме выражается мысль о том, что интеллигентным нельзя назвать человека, который не умеет понимать других людей и входить в их положение, который проявляет злорадство, зависть, грубость, равнодушие.


В двенадцатом письме говорится даже о том, что лицо, которое «искажено злобой», приобретает безобразный вид, а в движениях злого человека отсутствует природное изящество.

В Предисловии к «Письмам о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев утверждал, что «злом для всех» является ложь. В восьмом письме «Быть веселым, но не быть смешным» говорится о том, что «комплекс неполноценности», который развивается у человека, страдающего от собственных недостатков, рождает «озлобленность, недоброжелательность к другим лицам, зависть» и способствует потери доброты. В семнадцатом письме «Уметь спорить с достоинством» говорится о том, что человек достойно побеждает в споре, когда он не торжествует над побежденным оппонентом, не оскорбляет его и не злорадствует над ним. С помощью мыслей из данных писем Д.С. Лихачев призывает к следующему: никогда не лгать, никогда не страдать от своих недостатков, достойно выходить из спора победителем, не проявляя злорадства над побежденным противником.

В сорок шестом письме «Путями доброты» говорится о том, что «умная доброта» – это то, что ведет человека к личному счастью. В Предисловии к «Письмам о добром и прекрасном» автор утверждает, что «самым приемлемым», «испытанным», «верным», «полезным» и единственным» является путь добра, который приносит пользу как отдельному человеку, так и обществу в целом. В двадцать пятом письме «По велению совести» автором дается совет: «Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчетно, как вы ходите вообще». Все это говорит о том, что Д. С. Лихачев негативно относится к так называемому «пути зла» и призывает своих читателей никогда не ходить по этому пути.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение об отношении к искусству (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о памятниках культуры (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о патриотизме (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о литературе (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)