Сочинение об обидчивости (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)


Д.С. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» затрагивает проблему обидчивости. Данная проблема ярче всего раскрывается в девятом письме «Когда следует обижаться?».

Автор высказывает мысль о том, что не стоит обижаться, когда человек не имел намерения обидеть, а оскорбление произошло в результате чистой случайности. В письме приводится в пример одно английское правило, в соответствии с которым обижаться можно лишь в том случае, когда хотят обидеть или уже обидели намеренно. В этом случае человек, которого обидели, по мнению Д.С. Лихачева, должен выяснить недоразумение, не подвергая чувства сердитости. Например, на забывчивость или невнимательность, которые характерны некоторым людям в силу возраста или по каким-то внутренним недостаткам, обижаться, по мнению автора, не нужно. Он считает, что к такому забывчивому или невнимательному человеку нужно проявить те самые внимание и заботу, что докажет благородство и красоту того человека, которого случайно обидели.

Когда же человек имел намерение обидеть, то человек, которого обидели, может обижаться. Однако в этом случае человек, которого обидели, должен задаться вопросом: стоит ли опускаться до обиды? Д.С. Лихачев образно высказывает мысль о том, что в большинстве случае обиду не нужно демонстрировать, так как она «лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять». Автор призывает быть умнее. В письме выражается мысль о том, что излишняя обидчивость является признаком закомплексованности человека или недостатка его ума.


Но все же если человек, которого обидели, принял решение обидеться, то, по убеждению автора, необходимо совершить некоторые «математические действия»: если человека оскорбили за то, в чем он отчасти виноват, нужно вычесть из обиды все, что к нему не относится. Автор говорит о том, что, если человек нанес обиду из «побуждений благородных», то нужно поделить чувство обиды на эти самые «побуждения благородные». Д.С. Лихачев утверждает, что благодаря таким «математическим операциям», как вычитание, деление и т.д., на обиду можно отреагировать достойно.

Д.С. Лихачев рассуждает не только над тем, что делать человеку, которого намеренно или случайно обидели, но и над тем, что делать человеку, который сам кого-то обидел. Автор отмечает, что человек должен особое внимание уделять рассмотрению того, является ли другой человек обидчивым или нет. В тринадцатом письме «О воспитанности» говорится о том, что есть множество книг о «хороших манерах», в которых объясняется, как «держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих». Получается, что в таких книгах объясняется, как не обидеть и не оскорбить окружающих людей. Связь девятого и тринадцатого писем указывают на взаимосвязь воспитанности и обидчивости.

Девятое письмо завершается следующим выводом, в котором прослеживается характеристика обидчивости: «очень мучительная черта характера».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение о чести и совести (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о карьеризме (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение об интеллигентности (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о воспитанности (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)