Сочинение об отношении к языку (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)


Д.С. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» поднимал проблему отношения к языку.

В девятнадцатом письме «Как говорить?» говорится о том, что с помощью языка можно узнать о человеческом отношении к окружающему миру и к самому себе даже больше, чем с помощью одежды. Д.С. Лихачев утверждает, что язык является важнейшей частью поведения человека. Языковые особенности говорят о том, каков этот человек по степени интеллигенции, степени психологической уравновешенности, степени «закомплексованности». В двенадцатом письме «Человек должен быть интеллигентен» указано на то, что знание богатства и точности языка является одним из признаков интеллигентности. В двадцать первом письме «Как писать?» говорится о том, что в языке видно умение мыслить с точностью и правильностью, просматривается его уважение к другим людям. Язык демонстрирует человеческую «опрятность». В сорок первом письме «Память культуры» указано, что любовь к языку является одним из факторов нравственной оседлости человека.

Д.С. Лихачев негативно относится к «неряшливостям в языке человека». Сюда относится употребление диалектов теми людьми, которые захотели «покрасоваться» и продемонстрировать, что они «истинно деревенские». «Неряшливостью» является и употребление в языке грубости: грубые шутки, резкие выражения, ирония, ругань, жаргонизмы, циничные выражения, грубые прозвища учителей. Все это говорит не о силе, а о слабости человека, его внутренней незащищенности. Автор считает, что адекватный человек не будет использовать в своей речи ругательства и громко говорить. В двадцать первом письме «Как писать?» Д. С. Лихачев утверждает, что не существует мысли вне ее выражения в языке. Если человек не может выразить свою мысль посредством языка, значит, сама его мысль неточна.

Однако «неряшливостью», по мнению автора, не являются произносимые деревенскими жителями диалекты. Человек, который живет в городе, но сохраняет произношение, характерное его деревни, демонстрирует гордость своей малой родиной. Д.С. Лихачев, говоря о важности диалектов в языке, считает, что если изменить язык былины в соответствии с нормами литературного языка, то былина испортится.


В девятнадцатом письме «Как говорить?» утверждается необходимость изучать язык. Д.С. Лихачев призывает, несмотря на трудности, «учиться речи». Изучение языка, как отмечает автор, происходит через чтение, прислушивание, замечание, запоминание.

Особенности устного языка описаны в двадцать первом письме «Как писать?». Устный язык имеет как достоинства (свободный, естественный, разнообразный характер), так и недостатки (менее точный, неэкономный, часто используются построения).

В двадцать первом письме «Как писать?» также продемонстрированы особенности письменного языка через различия между научным и художественным языками. Автор отмечает: если язык художественных произведений образен и многозначен, то научный язык отличается однозначностью, точностью выражения, краткостью, строгой логичностью, последовательностью переходов от мысли к мысли и отсутствием «домысливаний».

В двадцать первом письме «Как писать?» говорится о необходимости изучения письменного языка. Здесь изучение языка сравнивается с ездой на велосипеде, научиться ездить на котором невозможно без самой езды. Д.С. Лихачев утверждает, что нужно постоянно практиковаться, без этого научиться хорошо и правильно пользоваться письменной речью невозможно.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение о зависти (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о жадности (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение об умении вести спор (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о чтении, любви к книге (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)