9.1. «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной — с помощью знаков препинания» - Н.С. Валгина


С высказыванием Н.С. Валгиной о том, что паузы и логические ударения в устной речи заменяются в письменной речи знаками препинания, нельзя не согласиться.

В устной речи несколько больше средств, с помощью которых можно как можно точно выразить все то, о чем нужно сказать. Когда человек произносит то или иное высказывание, он делает паузы, интонационно выделяет слова или фразы, с помощью собственного голоса делает ударение. Когда человек читает письменное высказывание, он часто не может выделить ту информацию, которую хотел выделить автор. Именно для того, чтобы читатель смог точно понять все то, о чем хотел сказать автор высказывания, используются пунктуационные знаки. Автор, используя те или иные знаки препинания, пытается с их помощью выделить нужную информацию, поставить паузу в нужном месте. Передача пауз и ударений с помощью пунктуационных знаков возможна, потому что каждый знак препинания имеет ряд особенностей и индивидуальных функций.

Для доказательства высказанной точки зрения можно обратиться к тексту В.П. Крапивина.


Предложения 22-23 представлены следующим образом: «А когда… Когда узнаю? – снова заговаривает он». В данном случае используется многоточие. Оно позволяет понять, что Андрейка, который произносит данные фразы, делает небольшую паузу. Данная пауза помогает понять, что Андрейка стесняется, боится помешать ребятам, боится, что они ответят резко или не ответят вовсе. Читатель, представляя, как Андрейка произносит данную фразу, понимает, что в первом предложении слово «когда» произносится тихо и медленно. Андрейка делает паузу и уже более уверенно произносит слово «когда», акцентируя все внимание именно на нем. Андрейке было важно узнать, когда именно он сможет узнать о том, что же делает Павлик и его друзья. И эта заинтересованность, и неловкость передается благодаря использованному многоточию.

Многоточие используется и в предложениях 36-37: «Слышит Андрейка сбивчивые фразы: – На пустыре… крепость… – Пушка большущая…». Здесь многоточие выполняет несколько другие функции. Во-первых, оно показывает, что ребята в разговоре с Мишкой Кобзарем произносят ничто иное, как «сбивчивые фразы». Каждый из ребят пытается донести до так называемого предводителя «армии» информацию, перебивая друг друга и «докладывая наперебой». Во-вторых, многоточие помогает передать дыхание мальчиков, которые прибежали на поляну с важными новостями. Автор показывает, что к Мишке Кобзарю ребята только подходят, они, вероятно, устали, поэтому запыхаются и не могут произнести фразы налегке и на одном дыхании. Читатель, представляя разговор членов «армии» и Мишки Кобзаря, понимают, что ребята запыхаются и переводят дыхание.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что различные знаки препинания выполняют в письменной речи важные функции, передают оттенки смысла высказывания, как это делают различные интонационные особенности в устных высказываниях.

С полным текстом В.П. Крапивина можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 22 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Павлик, — шепчет Андрейка. — А я... настоящий друг? — Настоящий, — слышит Андрейка. — Самый настоящий» (по тексту В.П. Крапивина)
  • 9.3. Кого можно считать настоящим другом? (по тексту В.П. Крапивина)