9.2. «Только одно я чувствовал: что-то я должен сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать… – готовиться» (по тексту И.С. Шмелева)


Текст И.С. Шмелева завершается словами рассказчика о том, что ему предстоит «готовиться» стать писателем. Смысл финала можно объяснить так: рассказчик, несмотря на успех в написании сочинений и некоторых собственных произведений и несмотря на увлеченность литературой с самого детства, даже после публикации своего первого рассказа понял, что он еще не писатель, что ему еще предстоит развивать свои способности, чтобы стать настоящим писателем. Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.

В предложении 4 говорится о том, что рассказчик с самого детства любил «балаболить» о том, что видел вокруг себя. В предложениях 14-15 повествуется о том, что «Поэма» рассказчика, где описывалось учительское путешествие на Луну с помощью воздушного шара, который был сделан из «необъятных штанов» учителя латинского языка, «имела большой успех». Подчеркивается, что данное самостоятельное произведение было написано рассказчиком аж в третьем классе. В предложении 17 подчеркивается, что способности рассказчика «пышно расцвели», когда в школьной программе появилось написание сочинений. Он даже вставлял в свои школьные работы лирические отступления, как у Н.В. Гоголя (предложение 21). Рассказчик признается, что, когда у него преподавал Федор Владимирович Цветаев, который дал ему творческую свободу со словами «пиши как хочешь», он «записал ретиво» (предложения 26-27). Так, в тексте подчеркивается, что творческое становление рассказчика было долгим, что началось оно еще в глубоком детстве.


Однако называть себя истинным писателем рассказчик себе не позволял. Даже после того, как его впервые опубликовали в журнале, он не мог назвать себя этим великим словом. В предложении 49 говорится о том, что после первой публикации рассказчик понял, что только «прикоснулся» к «чему-то великому и священному», к «необычайно важному», к тому, о чем до этого он еще не знал. Рассказчик признается, что тогда он ощутил, что стал каким-то другим, однако писателем он себя еще не считал: «Этого я не чувствовал, не верил, боялся думать». Тогда, как признается рассказчик, он еще не был писателем, а только начал «готовиться» им стать. В тексте показано, что рассказчик не стал кичиться своим первым опубликованным рассказом, называя себя писателем, поскольку рассказчик понимал: чтобы быть истинным писателем, необходимо нечто большее, чем просто опубликовать произведение. Рассказчик осознавал, что ему еще многое предстоит сделать и понять, чтобы называться настоящим писателем.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу о том, что смысл финала текста И.С. Шмелева заключается в том, что рассказчик, творческое становление которого началось еще в детстве, даже после первого опубликованного рассказа не позволял себе называться писателем, считая, что он только прикоснулся к писательской деятельности и что ему еще многому нужно научиться, чтобы стать истинным писателем.




Вариант 17 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Выразительность может создаваться средствами языка всех уровней» - Л.А. Введенская
  • 9.3. Как у человека проявляются творческие способности? (по тексту И.С. Шмелева)