«Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!». На это даже Гёте и Ньютон не жаловались...» (по тексту Чехова)

Одна из проблем, поставленная автором текста:

Проблема непонимания во взаимоотношениях людей. (Какими могут быть причины ощущения человека, что его не понимают? Как можно преодолеть это ощущение?)



Какими могут быть причины ощущения человека, что его не понимают? Как можно преодолеть это ощущение? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Антон Павлович Чехов, русский писатель, прозаик, драматург.

Размышляя над этой проблемой, Чехов высказывает предположение, почему человека часто не понимают; на его взгляд, причина кроется в воспитании.

Автор говорит, что для того, чтобы другие понимали человека, ему недостаточно быть добрым «до тряпичности», великодушным, искренним, простодушным, чуждым зависти. Для этого даже недостаточно быть талантливым, одаренным свыше. Талант, казалось бы, всегда ставит человека в особенное положение: «будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается». Однако когда дело доходит до понимания человека другими людьми, все может перечеркнуть один-единственный недостаток – крайняя невоспитанность. Жизнь имеет свои условия, и для того, чтобы не чувствовать себя «в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным».

Также писатель замечает, что воспитанные люди всегда снисходительны, потому что уважают человеческую личность, никогда не показывают чувства превосходства. Воспитанный человек способен простить и шум, и пережаренное мясо, и присутствие рядом посторонних. Их сострадательность не показная, а настоящая, ко всем, без исключения. Они всегда вовремя возвращают долги, потому что уважают чужой труд. Такие люди не выносят лжи, сами всегда во всем правдивы. Им нет нужды рисоваться, лезть с откровенностями, искать чужого внимания и сочувствия. Они уважают чужое время и чужие уши.


Таким образом, автор приходит к выводу, что причина непонимания людей может заключаться в невоспитанности того, кого считают изгоем. Для того, чтобы преодолеть непонимание, человеку необходимо работать над собой. Примеры этому подтверждают многие литературные произведения.

Так, например, в произведении М.А. Булгакова «Собачье сердце» новоиспеченный Шариков оказался очень невоспитанным человеком: он грубил, коверкал речь, выражался матом, оскорблял человеческое достоинство окружающих. Он был эгоистом до мозга костей, алчным и неряшливым. Все, по его мнению, были обязаны ему, а он лишь извлекал для себя выгоду.

Все попытки научить его воспитанию и культуре потерпели фиаско, со временем такая невоспитанность переросла в откровенно антисоциальное поведение и реальную угрозу для жизни окружающих. Неудивительно, что никто Шарикова не понимал, ведь он и сам был далек от понимания других людей, живущих рядом. Ему были чужды сострадание, жалость, милосердие, но все это он находил естественным требовать от других.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что часто причина непонимания человека другими людьми заключается в том, что этот человек невоспитан. Он не умеет правильно себя вести, корректно и с уважением к достоинству другого человека, не обладает достаточным уровнем культуры и знания этикета.


Текст Чехова А.П.




Еще сочинения по пособию И.П. Цыбулько:

  • «Анна Павловна, прикрыв одной рукой глаза от солнца, другой указывала сыну...» (по тексту Гончарова)
  • «Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с ее холодами, слякотью, грязью...» (по тексту Гоголя)
  • «Помню, будучи ещё гимназистом V или ѴІ класса, я ехал с дедушкой в Ростов-на-Дону...» (по тексту Чехова)
  • «Подъезжая к родному гнезду, я не узнавал себя. Я никогда не воображал...» (по тексту Григоровича)
  • «Мне хотелось бы на прощание (в мои годы всякое свидание с людьми есть прощание) вкратце...» (по тексту Толстого)