«Удивительная работа - воспоминания. Мы вспоминаем нечто по совершенно неизвестной нам причине...» (по тексту Олеши)
Одна из проблем, поставленная автором текста:
Проблема восприятия ребёнком и окружающего мира. (Как воспринимает ребёнок себя и окружающий его мир?)
Как воспринимает ребёнок себя и окружающий его мир? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Юрий Карлович Олеша, русский советский писатель, поэт, драматург, журналист, киносценарист.
Размышляя над этой проблемой, Олеша делится своими воспоминаниями и мыслями о том, как он воспринимал себя, будучи ребенком в окружающем мире.
Автор признается, что в возрасте одиннадцати лет он вовсе не задумывался о том, насколько мало он живет на этом свете. Он уже учился в гимназии, носил гимназическую форму, штудировал географию и учил немецкие слова. А ведь еще одиннадцать лет его не было на свете! Но он этого не осознавал и воспринимал себя так, словно он всегда был таким, каким видит себя в данную минуту – с фигурой подростка, умеющего читать и писать, со своим определенным мировоззрением. Мальчишка не задумывался о том, что скоро он вырастет и станет таким же, как взрослые, которые его окружали. «Я не думал о том, что можно быть каким-нибудь другим, кроме того, кем я был», – признается автор.
Одиннадцатилетний мальчик завидовал взрослым, потому что в его представлении взрослая жизнь была свободной и легкой, без ограничений. Например, взрослому можно не учить уроки и есть сколько угодно пирожных. Мальчик мечтал, когда вырастет, купить велосипед и объездить Европу, связать свою судьбу с понравившейся ему дочерью моряка. Прошли годы, но этим мечтам не суждено было осуществиться, потому что поменялись обстоятельства и сами детские мечты. Оказывается, взрослая жизнь совсем не такая, какой ее воспринимал ребенок, а тот период, который он мечтал как можно скорее пережить, был самой счастливой частью жизни этого человека.
Таким образом, автор приходит к выводу, что ребенок не осознает, что он совсем недавно пришел в этот мир, он не понимает, как он поменяется в скором будущем. В его восприятии он таким был всегда и таким и будет вечно. О подобном писали многие авторы, показывая особенности взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Так, в рассказе А.П. Платонова «Еще мама» подробно описываются особенности детского восприятия окружающего мира. Маленький мальчик Артем заявил маме о том, что он, когда вырастет, не будет ходить в школу. Ребенок не задумывался о том, что не ходить в школу – ненормальное явление, он не мог представить, что будет, если он не получит никакого образования.
Когда он в школу все-таки пошел, то уговаривал мать не помереть без него от скуки, давал свои советы: «Ты дыши и терпи, тогда не помрешь, – сказал Артем. – Гляди, как я дышу, так и ты». В понимании ребенка 3-4 часа занятий представлялись целой вечностью, и за это время мать, возможно, могла умереть. Окружающий мир ребенок воспринимает как огромное небезопасное пространство, а себя в нем – беспомощной песчинкой.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что восприятие ребенка сильно отличается от восприятия взрослого. Ребенок не осознает того, что появился на свет совсем недавно, он не понимает, что скоро вырастет и поменяется и его тело, и его восприятие самого себя.
Текст Олеши Ю.К.