«Умение общаться – ключ к успеху для политиков и актеров, телеведущих и коммерсантов, это важная составляющая удачной карьеры и счастливой личной жизни» (по материалам энциклопедии для детей «Аванта+»)
Какую роль в общении играет искренность? Чем может обернуться для взаимоотношений и для самого человека неискренность? Над этими вопросами заставляют задуматься предложенные для анализа материалы энциклопедии для детей «Аванта+».
Проблема роли искренности в общении раскрывается при помощи приема противопоставления.
Когда человек «интересуется другими людьми», улыбается им, «хорошо слушает» лишь для того, чтобы произвести на них хорошее впечатление и извлечь из этого пользу для самого себя, он воспринимает окружающих людей, как подчеркивается в тексте, не как людей, а как «объекты воздействия», что в свою очередь «наносит огромный вред» самому человеку. Манипуляции людьми, запрещающие выражать несогласие с собеседником, заставляющие «постоянно контролировать свои слова и реакции», провоцирующие «стремление быть для всех хорошим», не могут, как отмечается в тексте, говорить о «психологическом благополучии» человека.
Общение будет полноценным только в том случае, когда в своих собеседниках человек будет видеть не «объекты воздействия», а людей. Автор выражает мысль о том, что отсутствие лицемерия, «загнанного вглубь, на уровень бессознательного», положительно сказывается на психологическом состоянии человека.
Позиция автора материалов может быть сформулирована так: искренность делает общение полноценным, неискренность портит взаимоотношения между людьми и делает самого человека одиноким, неспособным на контакт с другими людьми.
Такую позицию невозможно не поддержать. Лицемерные люди никогда не смогут находить удовольствие от общения с другими людьми, они никогда не смогут быть счастливыми, поскольку они противоречат собственному «я», на человека может оказывать положительное влияние только искренность, исключающая конфликт с самим собой. Доказать это можно, опираясь на несколько художественных произведений отечественных писателей.
В рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» показано, что взаимоотношения между встретившимися спустя годы друзьями детства ухудшились, когда «тонкий», узнав, что «толстый» «до тайного дослужился», начал лебезить и пресмыкаться. По-настоящему «тонкий», встретившись с «толстым», думал о том, как того дразнили в гимназии, однако лицемерие оказалось сильнее искренности: «тонкий» «обледнел, окаменел», «съежился, сгорбился, сузился», теперь обращаясь к нему не на «ты», а с помощью слов «ваше превосходительство». Читатели понимают, что такие люди, как «тонкий», никогда не смогут обрести счастье, так как они находятся в дисгармонии с самими собой.
Проблема, отраженная в тексте, поднимается и в романе В.А. Каверина «Два капитана». Испытывая дружбу, а затем симпатию к Кате Татариновой, Саня Григорьев не пытался понравиться ее дяде Николаю Антонычу, он искренне говорил все, что о нем думал, подозревая его в пропаже и гибели экспедиции капитана Татаринова. Именно за эту искренность в общении Саню Григорьева уважали окружающие люди. Он был самим собой, что позволяло ему быть счастливым.
Таким образом, неискренность в общении с людьми, провоцирующая внутренний конфликт, не может оказать положительное влияние, на это способна только искренность, указывающая на гармонию человека с самим собой.