9.3. В чём причины подростковой жестокости? (по тексту Л.Н. Толстого)


Жестокость – это совершение человеком поступков, причиняющих вред другому человеку или группе лиц. Причем приносимый вред бывает не только физического, но и психологического характера. Жестокость – это проявление безнравственности человека. Противоположностью жестокости является доброта и милосердие, сострадание и самопожертвование. К сожалению, в современном обществе жестоких людей очень много. Такая форма поведения закладывается еще в подростковом возрасте, так как у подростков еще не до конца сформировано мышление, они еще не до конца осознают ответственность за собственные поступки. Часто подростки хотят самоутвердиться, не быть отдельно от коллектива, поэтому подвергаются влиянию авторитетного подростка, который ради интереса и самоутверждения склоняет всех к совершению безнравственных поступков.

О том, в чем заключаются причины подростковой жестокости, рассуждает Л.Н. Толстой.


В предложениях 6-7 говорится о Сереже, которого можно назвать авторитетом внутри компании ребят, в которой находился и рассказчик. Подчеркивается, что Сережа «беспрестанно хохотал и затеивал новые шалости», а все остальные ребята повторяли за Сережей и становились участниками всех его авантюр. Не желая выбиваться из коллектива, подаваясь влиянию Сережи, который затеял посмеяться над не обладающим физической силой Иленькой Грапом, ребята стали реализовывать замысел Сережи. Только позже, когда Иленька Грап упал и со слезами на глазах спросил, за что они так «тиранят» его (предложение 18), рассказчик понял, что они поступили по отношению к Иленьке очень жестоко. Описывая данную ситуацию, автор акцентирует внимание на том, что подростковая жестокость по отношению к слабому мальчику была вызвана желанием самоутвердиться (Сережа), нежеланием выбиваться из коллектива (рассказчик и другие ребята), а также несформированностью понятий «хорошо» и «плохо».

Поднятая в тексте проблема находит отражение во многих художественных произведениях. В.П. Крапивин в романе «Кораблики, или «Помоги мне в пути»» описывает ситуацию, связанную со взаимоотношениями между подростками. Среди персонажей авторитетом обладал Ким Блескунов, который был уверен, что рассказал о школьных проказах одноклассников Турунчик. По решению Кимки, ребята пошли избивать Турунчика, тем самым наказывая его. Рассказчик признается, что в тот момент ему тоже хотелось участвовать в «наказании» Турунчика. Автор показывает, что первоначальная жестокость рождается у Кима Блескунова в результате того, что он хочет показать свое место в классе, продемонстрировать свою значительность и исключительность, стремится самоутвердиться. Жестокость Кима передается и другим ребятам, включая и рассказчика, потому что они еще не понимают, какие поступки являются хорошими, а какие плохие. Они не хотят противоречить авторитетному Киму, не хотят защищать Турунчика, против которого встал весь коллектив.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что подростковая жестокость появляется в результате желания самоутвердиться, показать собственное превосходство, унижая и оскорбляя тех, кто слабее, а также в результате нежелания выходить за рамки коллектива.

С полным текстом Л.Н. Толстого можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 26 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Изображение чувства в речи требует особых экспрессивных красок» - И.Б. Голуб
  • 9.2. «Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошёл к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка?» (по тексту Л.Н. Толстого)