«В эту ночь снились мне безобразнейшие сны» (по тексту Достоевского)


Что влияет на формирование подростка? Какое воздействие оказывается средой? На эти важные вопросы отвечает Ф.М. Достоевский, автор предложенного для анализа текста.

Проблема роли среды в формировании подростка раскрывается через описание изменений приходивших в школу ребят, а также через взаимоотношения между рассказчиком и другими учениками.

Рассказчик утверждает, что у большинства учеников школы игры, занятия, разговоры были глупыми, а их мышление было мелочным. Развратность, непонимание «необходимых вещей», «фантастически глупое» принятие «режущей глаза действительности», жестокий смех над тем, «что было справедливо, но унижено и забито», – все это характеризовало их, по мнению героя. Такими же, как он отмечает, становились и те, кто только поступал в школу. В тексте показано осознание рассказчиком влияния среды, в которой находится подросток: такие изменения с ребятами происходили «от глупости, от дурного примера, беспрерывно окружавшего их детство и отрочество».

В тексте продемонстрировано и другое воздействие среды на подростка. Отношения с другими учениками школы, которую ненавидел и презирал рассказчик, оказали большое влияние на формирование его личности. У рассказчика появилась «пугливая, уязвленная и непомерная гордость», он стал считать других школьников ниже себя, постоянно ощущая жажду унижения со стороны окружающих ребят. Плохие отношения с другими учениками привели к тому, что рассказчик не умел дружить и сближаться с людьми.


Авторская точка зрения может быть сформулирована так: среда оказывается воздействие на формирование подростка, либо подавляя человека себе, либо заставляя его противопоставляться ей.

Нельзя не согласиться с автором. От того, в какой обстановке и атмосфере находится подросток, зависят те качества, которые он начинает проявлять. Подросток может либо поддаться жизненным принципам большинства, либо противостоять им. Для доказательства данной позиции можно обратиться к паре художественных произведений отечественных писателей.

В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» показано, что на личностное становление Митрофанушки влияет материнское воспитание. Видя, как мать жестоко и неуважительно относится к слугам, и слыша негативные высказывания относительно образования, недоросль повторяет поведение госпожи Простаковой: он обзывает слуг, относится к ним так, будто они не являются людьми; он считает образование бессмысленным, даже не пытаясь понять ту информацию, которую ему преподают учителя. Поведение Митрофанушки стало «достойным плодом злонравия» помещичьей среды.

Названная проблема поднимается и в повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции». Родители «ашек» с самого детства учат их тому, что человека нужно оценивать по его социальному и материальному положению в обществе, что «ешки» – это «отбросы общества», с которыми никак нельзя контактировать. Однако второклассник Вадик не живет в соответствии с данными принципами. Герой подружился с учеником 7 «Е» класса Юрой Мальковым, который имел диагноз ДЦП и передвигался на инвалидной коляске, и даже отстоял право Юры сходить вместе со 2 «А» классом на экскурсию в Эрмитаж. Даже некоторые привыкшие к родительским правилам «ашки» переходят на сторону Вадика, что говорит о его влиянии на формирование их отношения к «ешкам».

Так, можно отметить, что среда оказывает огромное влияние на формирование личности подростка, который либо становится частью большинства, либо противостоит им.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Он упал на заборонованную мякоть огородной земли, не добежав всего каких-нибудь десяти шагов...» (по тексту Быкова)
  • «Удивительная работа - воспоминания» (по тексту Олеши)
  • «Как же я все-таки выбрал то образование, которое в итоге получил (и другого у меня нет)?» (по тексту Гришковца)
  • «Солдаты, расположившиеся вокруг своей пушки, были заняты каждый своим делом» (по тексту Катаева)