«В эту ночь снились мне безобразнейшие сны. Немудрено: весь вечер давили меня воспоминания...» (по тексту Достоевского)

Одна из проблем, поставленная автором текста:

Проблема потребности подростка в общении. (Всегда ли потребность подростка в общении заканчивается сближением с окружающими людьми?)



Всегда ли потребность подростка в общении заканчивается сближением с окружающими людьми? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Фёдор Михайлович Достоевский, русский писатель, мыслитель, философ, публицист, член-корреспондент Петербургской академии наук.

Размышляя над этой проблемой, автор вспоминает «каторжные годы школьной жизни» в подростковый период, в тот самый момент, когда его потребность в общении была особенно острой.

Достоевский пишет, что его, сиротливого и никому не нужного, забитого попреками, в эту школу «сунули дальние родственники», то есть он изначально был душевно сломлен и пришел в круг сверстников униженный, не имеющий общаться. Подростки, прочувствовав его настрой, продолжили грязное дело его родни: они постоянно высмеивали его, унижали, оскорбляли и радовались его неудачам. Автор признается, что не мог найти с ними общий язык еще и потому, что они были слишком поверхностными, циничными. В свои шестнадцать лет его сверстники уже мечтали о теплых местечках, которые им обеспечат их родственники. Чинопочитание было на первом месте: по их мнению, ум человека заключался в том, в какой должности он состоит. Все их игры, разговоры, занятия были глупы, мышление – мелким и недальновидным. Их, в свою очередь, удивляла потребность товарища изучать дополнительные науки, о которых они не имели представления, его привычка тщательно и детально заниматься тем или иным предметом.


Также автор признается, что однажды он обрел друга, но сразу же его потерял, потому что не умел правильно выстроить общение. Ему хотелось «неограниченно властвовать душой» другого человека, подчинять и внушать собственные убеждения. Он испугал товарища, довел до слез, а когда тот подчинился, то возненавидел его, потому что на самом деле хотел не дружбы, а достижения собственного превосходства.

Таким образом, автор приходит к выводу, что потребность подростка в общении часто остается неудовлетворенной, попытки сблизиться с кем-то терпят крах из-за неумения общаться и внутренних комплексов. Примеры этому подтверждают многие литературные произведения.

Так, например, в рассказе Владимира Карповича Железникова «Чучело» представлен пример того, как потребность подростка в общении остается неудовлетворенной. Новенькая девочка Лена Бессольцева подверглась жесткой агрессии и насмешкам в своем новом классе, потому что была не похожа на других по характеру и непривлекательна внешне. Масла в огонь добавил и тот факт, что она взяла на себя вину другого человека: теперь все думали, что это она проболталась классной руководительнице о том, кто организовал побег с урока. Лене объявили всеобщий бойкот, в том числе и Димка Сомов – тот самый парень, чью вину она взяла на себя.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что потребность подростка в общении далеко не всегда оканчивается сближением с людьми: часто, наоборот, окружающие отдаляются от него, травят и обижают.


Текст Достоевского Ф.М.




Еще сочинения по пособию И.П. Цыбулько:

  • «По приходе в Портсмут фрегат втянули в гавань, а людей перевели на старый корабль...» (по тексту Гончарова)
  • «Удивительная работа - воспоминания. Мы вспоминаем нечто по совершенно неизвестной нам причине...» (по тексту Олеши)
  • «За дверью тревожно залаяла собака. Инженер Ананьев, его помощник студент фон Штенберг...» (по тексту Чехова)
  • «Мама и Серёжа долго спорили. Все наши знакомые дамы так сделали...» (по тексту Сологуба)