9.1. «В художественной речи использование однородных членов предложения является излюбленным средством усиления ее выразительности» - И.Б. Голуб


И.Б. Голуб утверждала, что в художественной речи нередко наблюдается употребление такого средства выразительности, как однородные члены предложения. Что же имела в виду современный лингвист? Попробуем раскрыть смысл ее высказывания.

Художественный стиль предполагает широкое использование изобразительно-выразительных средств всех уровней языка: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического. Наиболее частотными являются лексические и синтаксические средства. В качестве синтаксического средства выразительности могут использоваться однородные члены предложения. В этих случаях они осуществляют экспрессивную функцию, придавая высказыванию эмоционально-экспрессивные оценки, а в некоторых случаях даже содержа дополнительную информацию. Используя их, автор конкретизирует повествование, описание или рассуждение, делая их более детальным. Также такие средства оказывают воздействие на читателя, заставляя его задуматься о той мысли, которая была важна автору и которую он стремился передать. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту К.Г. Паустовского.


Во-первых, рассмотрим предложение 8: «Шкатулку принесли в комнату, осторожно вытерли с нее пыль и открыли крышку». Здесь наблюдаются однородные сказуемые, выраженные глаголами в прошедшем времени, множественном числе: «принесли», «вытерли», «открыли». С помощью данных глаголов демонстрируется последовательность определенных действий, которые были совершены героями, нашедшими на чердаке музыкальную шкатулку. Однородные сказуемые в контексте текста являются синтаксическим средством выразительности, поскольку с их помощью показано бережное отношение героев к музыкальной шкатулке: нашедши ее, они не сразу же открыли ее, а спустили с чердака в комнату, вытерли пыль и только потом открыли. Герои внимательно и аккуратно отнеслись к своей находке.

Во-вторых, рассмотрим предложение 3, где наблюдается большое количество прямых дополнений, зависящих от сказуемого «находили». Рассказчик признается, что на чердаке они поочередно находили ящик, веер, мельницу, книгу, пачку. Употребление однородных прямых дополнений говорит о желании рассказчика продемонстрировать направленность действия не на один предмет, а на несколько. В большей степени выразительность предложения придается благодаря распространенности прямых дополнений, но и они сами выполняют важную функцию, так как без них предложение потеряло бы смысл. Герою, от лица которого ведется повествование, важно было показать, что на чердаке за все время было найдено большое количество вещей, которые представляли для жителей дома особый интерес.

Подводя итоги ко всему сказанному, можно сделать следующий вывод: известный лингвист И.Б. Голуб была права, говоря о том, что в художественной речи часто используется такое синтаксическое средство выразительности, как однородные члены предложения.




Вариант 21 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона, то я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно» (по тексту К.Г. Паустовского)
  • 9.3. Почему важно обладать воображением? (по тексту К.Г. Паустовского)