9.1. «В художественной речи использование однородных членов предложения является излюбленным средством усиления её выразительности» - И.Б. Голуб


Нельзя не согласиться с высказыванием И.Б. Голуб, гласящим, что использование однородных членов предложения усиливает выразительность художественной речи.

Однородные члены предложения могут быть в предложении синтаксическим средством выразительности речи. Автор, используя однородные сказуемые, не просто констатирует конечный результат, а показывает всю последовательность действий. Использование однородных дополнений связано с тем, что автор высказывания хочет показать, что действие направлено не на один объект, а на несколько. Однородные члены предложения часто выполняют экспрессивную функцию. В таком случае однородные члены предложения используются для создания ярких описаний или динамических картин. Однородные члены предложения расширяют предложение, делают его более подробным, они способствуют конкретизации того, о чем хотел сказать автор высказывания.

Для доказательства высказанной точки зрения можно обратиться к тексту В.П. Крапивина.


Проанализируем предложение 26: «А язык огня, бледный, почти невидимый на солнце, метнулся над травой, лег по ветру, коснулся стены конюшни...». Здесь присутствуют однородные сказуемые (метнулся, лег, коснулся). Они, являясь средством выразительности, выполняют несколько важных смысловых функций. Во-первых, глаголы олицетворяют огонь, делают его не зависящим ни от человека, ни от внешних обстоятельств. Во-вторых, глаголы показывают последовательность действий, совершаемых огнем. Автор текста не выражает свою мысль так: «Огонь коснулся стены конюшни», потому что перед этим действием были и другие действия, которые повлекли за собой конечный результат. В-третьих, однородные сказуемые, выраженные глаголами, не просто передают последовательность происходящих действий, а показывают, что смена событий происходила очень быстро. Это важно для понимания всего текста, так как подчеркивается, что огонь распространялся слишком быстро, поэтому у мальчика Володи не было времени ждать подмогу, и он отправился спасать лошадей сам.

Рассмотрим предложение 34: «А теперь стремительно взметнулась беда стеной огня, бесцветного, почти бездымного, но такого жгучего, что Володя отскочил на два шага и громко крикнул». Здесь наблюдаются однородные согласованные определения (бесцветного, бездымного, жгучего), которые являются зависимыми словами к слову «огонь». Однородность в данном случае используется для того, чтобы создать яркие описания. Автор, используя однородные согласованные определения, хочет, чтобы читатель представил тот огонь, с которым пришлось бороться мальчику Володе. Использование однородных согласованных определений помогает нарисовать в сознании читателя образ надвигающегося на конюшню и на Володю огня.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что однородные члены предложения могут выполнять экспрессивную функцию и служить синтаксическим средством выразительности.

С полным текстом В.П. Крапивина можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 7 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Тогда все посмотрели на Володю, вдруг замолчали и стали медленно собираться вокруг. Сзади оказался отец, обнял за плечи...» (по тексту В.П. Крапивина)
  • 9.3. Какого человека можно назвать смелым? (по тексту В.П. Крапивина)