9.1. «В синтаксисе разговорного стиля реализуются общие свойства – экспрессивность, оценочность, стремление к экономии речевых средств, неподготовленность» - Л.А. Введенская


Л.А. Введенская утверждала, что для синтаксиса разговорного стиля характерны «экспрессивность, оценочность, стремление к экономии речевых средств, неподготовленность». Что же имела в виду известный лингвист? Попробуем раскрыть смысл ее высказывания.

Действительно, синтаксис, как и другие разделы науки о языке, разговорного стиля употребляется в повседневном общении, реализуя функцию общения. В неофициальных отношениях между людьми наблюдаются спонтанность, непринужденность, эмоциональность и экономность. Разговорный стиль имеет следующие синтаксические особенности: «свернутость» синтаксических конструкций, использование односоставных предложений, использование неполных предложений, использование слов-предложений для выражения согласия или несогласия. Данные синтаксические особенности связаны с тем, что в условиях коммуникации носитель языка стремится как можно быстрее ответить своему собеседнику, поэтому он не пытается построить длинное предложение, опуская при этом члены предложения. Такая синтаксическая особенность разговорного стиля, как широкое использование вопросительных и восклицательных предложений, подчеркивает эмоциональный характер разговорного стиля. Во всем этом можно убедиться, обратившись к тексту Е.В. Мурашовой.


Во-первых, проанализируем предложения №13-16, в которых описывается, как учительница обращается к ученикам. Учительница, вступая в коммуникативные отношения с учениками, использует преимущественно односоставные предложения: простые предложения «Знакомьтесь», «Будет учиться с вами», «Надеюсь», «Поможете адаптироваться в школе…» являются определенно-личными. Простое предложение «Юра Мальков» является неполным, так как в нем опущено сказуемое. Использование учительницей односоставных и неполных предложений в обращении к ученикам связано с растерянностью учительницы, с ее желанием как можно быстрее объявить ученикам информацию о новом ученике, чтобы они с дружелюбием приняли его, и с желанием приблизиться к ученикам. Использование односоставных и неполных предложений свойственно синтаксису разговорного стиля, подчеркивает его экономичность.

Во-вторых, рассмотрим предложения №57-64. Обращаясь к своим «дразнильщикам», Юра Мальков довольно эмоционален. Из восьми предложений восклицательной интонацией обладают четыре предложения. Это подчеркивает эмоциональность используемого Юрой Мальковым синтаксиса. Особая экспрессивность достигается также тем, что большинство предложений являются односоставными или неполными, поэтому они звучат четко и отрывисто. Вступая в коммуникативные отношения с теми, кто его дразнит, Юра Мальков старается говорить на понятном им языке, стремится показать свойственную ему уверенность в себе.

Таким образом, известный лингвист Л.А. Введенская была права, говоря о том, что синтаксису разговорного стиля характерны эмоциональность, спонтанность и экономность.

С полным текстом Е.В. Мурашовой можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 2 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Никто, кроме него, в нашем классе не умел шутить над собой. Над другими – сколько угодно. А над собой – нет. Юрка умел и делал это с удовольствием. Кроме того, он спокойно относился ко всем своим неудачам. Юрка просто пожимал плечами и начинал все сначала» (по тексту Е.В. Мурашовой)
  • 9.3. Как вы понимаете значение выражения сила характера? (по тексту Е.В. Мурашовой)