9.1. «В сложном предложении отражаются отношения, которые говорящий усматривает между двумя или несколькими ситуациями» - В.Д. Черняк


В высказывании В.Д. Черняка выражается следующая мысль: в сложном предложении наблюдается отражение отношений между теми фактами, о которых говорит автор высказывания.

С данным утверждением невозможно не согласиться. Сложное предложение отличается от простого своей сложностью и с точки зрения грамматики, и с точки зрения смысла. Сложные предложения бывают сложносочиненными, сложноподчиненными и бессоюзными. Наличие сочинительной связи означает, что в конкретном предложении простые предложения – равноправные синтаксические единицы. Наличие связи подчинительной означает, что в данном случае одно простое предложение находится в зависимости от другого простого предложения. Наличие связи бессоюзной означает, что между предложениями связь возникает благодаря интонации. И ССП, и СПП, и БСП имеют свои отличительные признаки и в свою очередь делятся на виды, выражающие те или иные отношения, кардинально отличающиеся друг от друга. Даже внутри одного из видов отношения значительно отличаются друг от друга, делая каждое предложение индивидуальным.

Чтобы доказать данную позицию, можно обратиться к тексту С. Т. Аксакова и привести из него конкретные примеры.


Предложение 13 является ССП с главным и 2-мя придаточными предложениями. Здесь, помимо грамматически выраженных отношений (союзы, указывающие на наличие внутренней зависимости и подчинения), есть и смысловые отношения. Первое придаточное предложение «когда отец воротился и со смехом рассказал матери все происходившее у Аничкова» зависит от предложения «она очень встревожилась» и выражает временные отношения, другими словами, показывает, в какой момент произошло действие, выраженное глаголом. «Потому что и не знала о моем возвращении» – второе придаточное, находящееся в подчинении у предложения «она очень встревожилась» и выражающее причинные отношения, то есть придаточное демонстрирует, по какой причине произошло действие, выраженное глаголом. Из данного примера видно, что оба придаточных связаны с главным предложением подчинительной связью, но отношения они выражают совершенно разные (временные и причинные).

Предложение 16 – сложная синтаксическая конструкция, состоящая из 2-ух логико-грамматических частей, соединенных бессоюзной связью. Рассмотрим бессоюзную связь более подробно. Между первой и второй логико-грамматическими частями стоит двоеточие со значением пояснения. В конкретном примере наблюдаются пояснительные отношения с оттенком причины. Вторая логико-грамматическая часть («ничего не говорил, не понимал, что мне говорят, и не хотел идти обедать») поясняет предложение «что я бы точно как помешанный» и показывает, по каким причинам герой выглядел, словно «помешанный».

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что между частями, находящимися внутри сложного предложения, существуют грамматическая и смысловая связи, причем смысловая связь возможна абсолютно разная.

С полным текстом С.Т. Аксакова можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 8 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «В детском уме моём произошёл совершенный переворот, и для меня открылся новый мир...» (по тексту С.Т. Аксакова)
  • 9.3. Какие открытия помогают нам сделать книги? (по тексту С.Т. Аксакова)