«В тот день с утра раннего первый турист припожаловал: трое мужиков да с ними две бабёночки» (по тексту Васильева)


Как взаимосвязаны человек и природа? Является ли человек царем природы? На эти важные и актуальные вопросы отвечает Б. Л. Васильев, автор предложенного для анализа текста.

Проблема взаимосвязи человека и природы раскрывается через поступки туристов и мысли лесника Егора Полушкина и его сына Кольки.

В тексте демонстрируется уважительное отношение Егора Полушкина и его сына Кольки к муравьям. Предлагая туристам сменить место отдыха, Егор Полушкин думает не только о них, но и о муравьях, заботясь о том, чтобы им было «привычно». Поступок туриста тяготит Егора Полушкина, читатель понимает, что герой испытывает угрызения совести за то, что не остановил жестокость по отношению к муравьям, за то, что, наоборот, принес туристу бензин. Автор выражает негативное отношение к туристу, который поджег огромный муравейник, аргументировав это тем, что человек – «царь природы», и к остальным туристам, которые не видели ничего плохого в поступке своего друга, не остановив его.

Во фразе Кольки, который не мог спокойно реагировать на то, что произошло, «Ведь живые же они…» демонстрируется авторская позиция: муравьи – такие же живые существа, как и человек; люди не имеют права распоряжаться судьбами таких же живых существ, как и они. Описывая гибель муравьев, которые оказались даже более человечными, чем туристы, Б.Л. Васильев выражает мысль о том, что человек – далеко не царь природы.


Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: человек – не царь природы, а всего лишь небольшая ее часть, он не имеет права распоряжаться судьбами других живых существ, наоборот, он должен заботиться о природе, являющейся общим домом для него и живых существ, подобных ему.

С автором текста нельзя не согласиться. Люди – такие же живые существа, как и животные, птицы, рыбы, насекомые, растения. Если человек вредит другим живым существам, он оказывает негативное воздействие на всю природу, которая для него является домом, без которого человеческое существование невозможно. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям.

В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» показано, что Игнатьич, планируя выловить царь-рыбу, причиняет вред не только ей, но и самому себе. То, что Игнатьичу не удается выловить царь-рыбу, и то, что он оказывается, как и она, на грани жизни и смерти, подтверждает мысль о том, что человек не является царем природы. Уничтожение царь-рыбы означает уничтожение всей природы, что приводит и к уничтожению человека. В попытках покорить природу человек, не осознавая, что он является частью природы, уничтожает самого себя. Показывая одинаковое положение царь-рыбы и Игнатьича, В.П. Астафьев подчеркивает взаимосвязь между человеком и природой.

Названная проблема поднимается и в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром». Демонстрируя, что настоящее изменилось из-за того, что отправившийся в прошлое Экельс нечаянно убил бабочку, автор выражает мысль о том, что от природы зависит жизнь человека. Убийство такого же живого существа, как и человек, которое на первый взгляд не представляет собой что-то серьезное, оказывает негативное влияние на судьбу всего человечества.

Таким образом, человек связан с природой, без нее его существование невозможно, негативное воздействие на природу и ее отдельных представителей губительно для всего человечества, поэтому человек должен бережно относиться к своему «дому» и к своим «соседям».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора...» (по тексту Астафьева)
  • «На Невском, у Литейного, постоянно толпились одни и те же компании ребят» (по тексту Гранина)
  • «Как-то Анатолий Бочаров высказал предположение о наступившем периоде усталости нашей военной прозы» (по тексту Быкова)
  • «Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!» (по тексту Чехова)