«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит» - Д.С. Лихачев


Академик Д.С. Лихачев утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». О чем же говорится в данном высказывании? Попробуем раскрыть его смысл.

Речь неслучайно называют зеркалом, поскольку то, что и как говорится человеком, раскрывает его внутренний мир. Являясь средством выражения мыслей и эмоций, слово демонстрирует отношение человека к жизни и к окружающему миру. Внутренние качества отражаются в речи человека, его «я» определяется словарным запасом и выбором определенных языковых средств. Говоря о тех или иных явлениях окружающей действительности, человек демонстрирует собственные жизненные ценности и принципы. То, какие человек выбирает способы выражения мыслей и мнений, говорит о его отношении к объектам окружающей действительности, о собеседнике и даже о самом себе. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту А.В. Етоева.


Во-первых, проанализируем речевые характеристики родителей мальчика-рассказчика, угадываемые из контекста. Рассказывая о большой ссоре матери и отца, герой отмечает, что родители «громко друг на друга кричали». То, что бывали случаи, когда отец рассказчика, разозлившись на его «тупоумие», бил его тапкой по голове, и то, что мать мальчика не могла терпеть данные действия со стороны супруга, о чем говорится в предложении 34, указывает на то, о чем спорили родители: отец, вероятнее всего, злился на психофизические особенности рассказчика, а мать поддерживала мальчика, обрушая критику на своего мужа, не способного мириться с особенностями своего ребенка. Но такое отцовское поведение наблюдалось не всегда. В предложениях 42-46 можно увидеть утешающие и ободряющие речи героя, словесное проявление любви к жене и сыну. Такая неоднозначная речевая характеристика отца мальчика-рассказчика подтверждает выраженные в предложениях 6-7 наблюдения мальчика о том, что отец похож на чайник: «Его нагреваешь, он закипает, остывает – он успокаивается». Так, автор, демонстрируя и обвиняющие, и поддерживающие речи героя, обращает читательское внимание на особенности его внутреннего мира.

Во-вторых, рассмотрим предложение 31: «Со мной – понятно, со мной им говорить не о чем, они большие, а для них я червячок, да еще отстою в развитии, но друг с другом, когда одни, могли бы и об интересном поговорить». Метафорическое сравнение себя с «червячком» уже говорит о том, что мальчик-рассказчик понимает своеобразную общественную иерархию, с которой ему пришлось столкнуться. Герой отмечает, что взрослым людям было не о чем с ним говорить, потому что, во-первых, он был ребенком, во-вторых, он был «особенным ребенком» с отклонениями в развитии. А.В. Етоев показывает, что рассказчик, несмотря на недостатки в развитии, действительно многое понимал. Автор подчеркивает, что мальчик не был глупым, что его мировоззрение просто было особенным.

Таким образом, речь человека на самом деле способна продемонстрировать его внутренний мир, характер и ум.




Вариант 27 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Я улыбаюсь нестрашному Эйтыкто, но его уже нет в комнате, он исчезает непонятно куда, будто растворяется в воздухе» (по тексту А.В. Етоева)
  • 9.3. Как вы понимаете значение выражения особенные дети? (по тексту А.В. Етоева)