9.2. «Витьке показалось, что он уже знал это раньше. Что не могла эта девчонка поступить по-другому, не могла подставить товарища, не могла допустить, чтобы пострадал тот, кто поступил глупо, но понял свою ошибку и раскаивается в совершённом...» (по тексту Р.П. Погодина)


Представленные предложения завершают весь текст Р.П. Погодина. В них выражены две важные мысли: во-первых, Витька, который поставил Вале подножку, осознает то, что поступил неправильно и глупо, герой раскаивается в содеянном, во-вторых, Валя была не таким человеком, который привык безоговорочно обвинять кого-то, эта девочка старалась понять причины поступков, поэтому она осознавала, по какой причине Витька совершил свой безнравственный поступок, Вале было жаль Витьку, она не хотела причинять ему вред, не хотела подставлять его, поэтому и сказала, что упала сама. Объединяя данные мысли в одну, можно сказать, что Валя понимала, что после содеянного Витька будет раскаиваться и сожалеть, поэтому она не могла сделать ему еще хуже, Валя простила Витьку, показав ему, как нужно и как не нужно себя вести. Витька же подсознательно понимал, что Валя ничего не расскажет директору, потому что он знал, что Валя – хорошая девочка, которая не способна на какой-либо безнравственный поступок.

Чтобы доказать высказанную точку зрения, можно обратиться к предложенному тексту.


В предложении 18-19 описывается, как Витька ставит Вале подножку, и девочка падает, в результате чего у нее появляется ссадина на лбу. В предложении 24 говорится о том, что сразу после случившегося Валя смотрела на Витьку «жалобно», будто говоря ему: «Что я тебе сделала плохого?». Жалостливый взгляд девочки говорит о том, что Валя не чувствовала никакой злости по отношению к Витьке, который причинил ей боль. Здесь уже автор намекает на то, что Валя не выдаст Витьку, не будет приносить ему вред, как бы он с ней ни поступал. Именно поэтому, когда ребята пришли к директору, Валя сказала, что она споткнулась сама, а Витька «даже посторонился, пропустил ее» (предложения 37-39). Данные слова говорят о том, что Валя простила Витьку и не держала на него обиду и злость.

Мысль о том, что Витька понимал, что Валя не подставит его благодаря своей доброте и милосердию, подчеркивается в предложениях 24, 20-21, 26. Если Валя «жалобно» смотрела на Витьку, подставившего ей подножку, то ребята, которые видели всю ситуацию, были настроены по отношению к Витьке враждебно. Нинка назвала Витьку хулиганом и позвала остальных ребят, чтобы они увидели, что сделал мальчик. Пашка был уверен в том, что Витьку за такой поступок выгонят из школы. Действия, слова и поведение персонажей говорят все за них. Витька понимал, что Нинка, Пашка и другие подошедшие ребята обязательно расскажут о том, что произошло на самом деле, директору, а вот Валя не сделает этого, потому что только ей свойственны такие нравственные качества, как милосердие и доброта.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в финале текста Р.П. Погодина говорится о нравственности девочки Вали, которая не стала подставлять товарища, потому что понимала, что он раскаивается, а также говорится о том, что Витька осознавал, что Валя не скажет правду, как остальные ребята, желая защитить его.

С полным текстом Р.П. Погодина можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 13 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, которая создаётся явлениями многозначности, омонимии и синонимии» - Л.А. Введенская
  • 9.3. «Почему важно уметь прощать?» (по тексту Р.П. Погодина)