«Вмешаться в драку и защитить слабого – что это? По-моему, это проявление храбрости» (по тексту А.П. Маресьев)


В предложениях 35-36 текста А.П. Маресьева выражены важные авторские мысли: «Вмешаться в драку и защитить слабого – что это? По-моему, это проявление храбрости». Смысл приведенной фразы можно объяснить следующим образом: девочка-семиклассница Сазонова была храбрым человеком, поскольку она в одиночку, несмотря на опасность получить травмы самой, не побоялась вмешаться в «безобразную» драку и остановить «отвратительное» избиение одного тремя. Для доказательства данной точки зрения можно обратиться к примерам из самого текста.

Во-первых, в тексте всячески подчеркивается негативное отношение рассказчика к драке, случившейся в одной московской школе, в которую его пригласили для беседы о войне. Рассказчик признается, что из-за новости о драке у него «сразу и окончательно испортилось настроение», что он никак не мог настроиться на то, чтобы поговорить с ребятами о войне. В предложениях 10-11 отражено отношение рассказчика к драке: он называет ее «безобразной» и «отвратительной», отмечая весь ужас таких ситуаций, при которых «сильный нападает на слабого или несколько человек на одного». В сознании рассказчика возникают вопросы: почему почти никто не учеников не вмешался в драку, почему они допустили ее? Исходя из точки зрения рассказчика относительно драки и отношения окружающих к ней, он считал бы храбрым любого человека, который попытался бы остановить драку.


Во-вторых, рассказчик приводит в пример конкретное проявление храбрости. Семиклассница Сазонова, увидев, как «трое колотят одного», «бросилась на защиту» последнего, «кинулась разнимать драку». Читатель понимает, что Сазонова не могла спокойно смотреть, как происходит избиение, она не могла не вмешаться в ситуацию, чтобы предотвратить насилие. То, что девочка была действительно храброй, подчеркивается информацией о том, что она была единственной, кто предпринял попытку остановить драку. На истинную храбрость указывает и то, что в момент драки Сазонова не думала о себе и тех возможных плачевных результатах для нее, которые могла принести драка: она, как подчеркивается в предложении 33, не размышляла ни о синяках, ни о ссадинах, которые ей могли нанести участники драки. В предложении 34, где говорится о том, что после случившегося Сазонова «не придавала никакой особенной цены своему поступку», выражена мысль о том, что девочка кинулась разнимать ребят не из корыстных побуждений, не из стремлений позже хвалиться своим поступком, а из искреннего желания остановить насилие, что вновь подтверждает ее храбрость.

Так, можно сделать вывод о том, что предложенная для анализа фраза из текста А.П. Маресьева подчеркивает храбрость девочки Сазоновой, которая была единственным человеком, предпринявшим попытку остановить драку и насилие, несмотря на риски и опасности, с которыми она могла столкнуться, искренне желая предотвратить жестокость и защитить одного мальчика от трех других.




Вариант 18 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Риторический вопрос ставится не с целью получить ответ, а для того чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению» - учебник русского языка (по тексту А.П. Маресьев)
  • 9.3. Как вы понимаете значение слова храбрость? (по тексту А.П. Маресьев)