9.1. «Выразительность может создаваться средствами языка всех его уровней» - Л.А. Введенская


Л.А. Введенская утверждала: «Выразительность может создаваться средствами языка всех его уровней». Что же имела в виду известный лингвист? Попробуем раскрыть смысл ее высказывания.

Действительно, выразительность речи, то есть способность определенным образом воздействовать на слушателя или читателя, создается с помощью средств разных уровней языка: средств фонетических, лексических, словообразовательных, морфологических и синтаксических. К фонетическим относятся ударение, интонация, звукопись, звуковые повторы, звуковой символизм. К лексическим могут относиться изобразительно-выразительные средства, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, диалектизмы, профессионализмы, устаревшие слова, неологизмы, иноязычная лексика. К словообразовательным могут относиться экспрессивные аффиксы, словообразовательные архаизмы. К морфологическим относятся переносное употребление морфологических форм, синонимы в сфере частей речи. К синтаксическим относятся стилистические фигуры, синонимы в сфере синтаксических конструкций, варианты порядка слов и предложений. Средства абсолютно всех языковых уровней могут выполнять экспрессивную функцию. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту В.Г. Распутина.


Во-первых, рассмотрим предложение №50 («Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня»). Здесь наблюдается такое лексическое средство выразительности, как гипербола. Мальчик-рассказчик, несомненно, преувеличивает, когда говорит о том, что тогда во всем мире не могло быть более несчастного человека, чем он, поскольку он не знает ни всех людей на «всем белом свете», ни те несчастья, с которыми в тот день столкнулись другие люди. Однако данное преувеличение в тексте весьма оправдано, с его помощью автор хотел подчеркнуть внутреннее состояние мальчика, который столкнулся с большой несправедливостью. В тот момент ему было настолько больно, что он думал, что является самым несчастным человеком на свете. С помощью гиперболы В.Г. Распутин обращает читательское внимание на несправедливость, с которой столкнулся герой, и на ту душевную боль, которую испытывал мальчик после столкновения с этой несправедливостью.

Во-вторых, проанализируем предложения №33-34. Здесь наблюдается такая фигура речи, как риторический вопрос. Мальчик, не понимающий, за что на него напали Вадик и Птаха, задается вопросами «За что они так со мной?», «Что я им сделал?», при этом он не требует ответа на эти вопросы, потому как знает, что он не сделал им ничего плохого. Данное синтаксическое средство подчеркивает внутренние переживания героя, столкнувшегося с несправедливостью. Автор привлекает читательское внимание к мысли о том, что Вадик и Птаха поступили по отношению к мальчику-рассказчику неправильно.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: Л.А. Введенская была права, говоря о том, что средства абсолютно всех языковых уровней могут создавать выразительность.

С полным текстом В.Г. Распутина можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 21 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Не было в тот день и не могло быть во всём белом свете человека несчастнее меня» (по тесту В.Г. Распутина)
  • 9.3. Как Вы понимаете значения слова жестокость? (по тесту В.Г. Распутина)