9.1. «Выразительность может создаваться средствами языка всех уровней» - Л.А. Введенская


Высказывание современного лингвиста Л.А. Введенской, смысл которого заключается в том, что выразительность способна реализовываться при помощи средств языка всех уровней, можно объяснить следующим образом: выразительность реализуется посредством средств фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса. Как видно, воздействие на воспринимающего информацию действительно формируется с помощью средств различных уровней языка. Стоит отметить, что чаще всего используются лексические и синтаксические средства выразительности. Чтобы удостовериться в этом, можно обратиться к предложенному для прочтения тексту И.С. Шмелева.

Во-первых, проанализируем предложение 8: «Я говорил с белыми звонкими досками – горы их были на дворе, с зубастыми, как страшные «звери», пилами, с блиставшими в треске топорами, которые грызли бревна». Здесь наблюдается большое количество изобразительно-выразительных средств. Например, метафора «горы досок» с гиперболизированным значением является экспрессивным выражением мысли о большом количество досок, находящихся во дворе. Олицетворение «топоры грызли бревна» ярко выражает мысль о том, что рассказчику «все казалось живым» (предложение 9). Эпитеты «звонкие доски» и «зубастые пилы», в основе которых лежит метафорическое значение, делают предметы описания особенно выразительными. Сравнение пил со «страшными «зверьми»» способствует тому, что в сознании читателей создается более яркий образ. Так, такие использованные изобразительно-выразительные средства, как метафора, гипербола, олицетворение, эпитет, сравнение, принадлежат к лексическим средствам выразительности.


Во-вторых, рассмотрим предложения 1-3. Здесь используется такая фигура мысли, как вопросно-ответная форма изложения. С ее помощью происходит привлечение читателей к тому, о чем хочет поведать рассказчик. Собственные размышления он представляет в виде вопросов-ответов. Использованная фигура мысли намного выразительнее синонимичного предложения «Я стал писателем просто, неторжественно и непредумышленно». Через изложение информации в форме вопросов и ответов на эти вопросы оживляется повествование, обращается читательское внимание на информацию о том, как рассказчик стал писателем. Фактически весь текст, где демонстрируются «этапы» творческого становления рассказчика, является ответом на первое предложение «Как я стал писателем?». Такое синтаксическое средство выразительности, как вопросно-ответная форма изложения, помогает в создании выразительности текста.

Таким образом, на основе теоретического материала и примеров использования в тексте И.С. Шмелева лексических и синтаксического средств выразительности можно сделать вывод о достоверности высказывания Л.А. Введенской о том, что выразительность речи может реализовываться благодаря средствам языка всех уровней.




Вариант 17 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Только одно я чувствовал: что-то я должен сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать… – готовиться» (по тексту И.С. Шмелева)
  • 9.3. Как у человека проявляются творческие способности? (по тексту И.С. Шмелева)