9.2. «Я без устали передавал свои сигналы товарищам» (по тексту К.И. Чуковского)


Предложение 30, относящееся к развитию действия, звучит так: «Я без устали передавал свои сигналы товарищам». Данная фраза означает, что рассказчик, придумавший схему, по которой его товарищи могли бы написать диктант без единой пунктуационной ошибки, во время диктанта дергал ногой, чтобы до его одноклассников передавался сигнал. Совершая эти действия, рассказчик думал, что помогает и приносит своим товарищам пользу. То, что рассказчик называет своих одноклассников товарищами и говорит, что он дергал ногой «без устали», говорит о том, что он действительно хотел помочь своим одноклассникам хорошо написать диктант, однако он не подумал о том, что оказывает своим товарищам так называемую «медвежью услугу».

Чтобы доказать высказанную позицию, можно обратиться к предложенному тексту.


В предложениях 7-11 рассказывается о том, какую схему придумал рассказчик, желая помочь своему лучшему другу. В предложениях 13-20 говорится о том, что схемой решили воспользоваться все одноклассники рассказчика. Желание школьников воспользоваться тем, что придумал повествователь, было объяснимо, ведь во всем классе «чемпионом диктовки» был именно рассказчик, так как он не ошибался в написании знаков препинания и «писал без единой ошибки самые дремучие фразы» (предложения 21-23). Сам рассказчик, понимая, что его знания могут помочь написать диктант не только ему, но и одноклассникам, действительно старался помочь им. Рассказчик отмечает: «Пришлось поработать моей правой ноге! <…> я дергал ногою так, что у меня даже в глазах потемнело» (предложения 25-26). Если поделить текст на две части: до диктанта и во время него, а также во время озвучивания результатов, то в первой части показано, что рассказчик искренне хотел помочь своим товарищам.

Вторая же часть текста показывает, что рассказчик своими действиями подставил одноклассников. Надеясь на своего товарища, они безоговорочно ставили нужные знаки препинания там, где говорил рассказчик. Из-за того, что скорость написания у рассказчика отличалась от скорости написания других учеников, ребята ставили знаки препинания не там, где нужно было, порой даже разрывая слова и ставя знаки препинания внутри них (предложения 40-42). Рассказчик отмечает, что, «слепо понадеявшись», его одноклассники «не шевелили мозгами». В тексте подчеркивается мысль о том, что рассказчик оказал «медвежью услугу». Действия героя привели к тому, что многие ученики класса написали диктант на единицу или даже на нуль (предложения 36, 38), хотя эти результаты могли быть намного лучше, если бы ученики самостоятельно думали о том, где и какой знак препинания поставить.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что смысл предложенной фразы заключается в том, что рассказчик искренне хотел помочь своим одноклассникам написать диктант без единой ошибки, поэтому он придумал способ передачи сигналов, однако рассказчик не осознавал, что таким образом оказывает им «медвежью услугу».

С полным текстом К.И. Чуковского можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 12 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Пунктуация обладает широчайшими возможностями для передачи смысловых и интонационных тонкостей» - Н.С. Валгина
  • 9.3. «Когда помощь становится неуместной?» (по тексту К.И. Чуковского)